На многих российских птицефабриках из-за птичьего гриппа уже введены повышенные меры безопасности.
Фото Reuters
«Птичий грипп» может поставить мир на грань «эпидемической катастрофы». Это заявление директора Института вирусологии имени Ивановского РАМН Дмитрия Львова, сделанное накануне, неоднократно и подробно воспроизвели многие электронные СМИ России. Все происходит по классическим канонам технологий создания массовых психозов.
По версии академика Львова, в случае если вирус «птичьего гриппа» и вирус гриппа, которым болеют люди, попадут в один организм, эти вирусы могут мутировать, и тогда возможно появление «монстра, способного вызвать пандемию». «Вероятность возникновения этого вируса довольно высока», – подчеркивает академик. В случае заражения вирусом летальный исход для кур почти 100%, для человека – 80%. По словам Львова, заражение как птиц, так и человека может происходить через корм, воду и фекалии.
Другими словами, в случае, скажем, если кто-то захочет свести счеты с жизнью посредством заражения вирусом птичьего гриппа, этот человек должен проникнуть на птицефабрику и включиться в кормовые цепочки бройлеров или несушек. Вариант весьма экзотичный даже для самоубийцы с развитой фантазией. Но даже в случае если наш герой будет специально мазаться птичьим пометом, остается еще 20%, что он не погибнет.
На сегодняшний день «птичий грипп», вызванный вирусом под кодовым названием H5N1, стал причиной гибели 19 человек во Вьетнаме и Таиланде. Только в этих двух странах этот вирус поражает человека, тогда как эпидемии среди домашней птицы отмечены также в Южной Корее, Японии, Камбодже, Индонезии, Лаосе, Пакистане, Китае и на Тайване. Сообщается также, что санитарные власти американского штата Делавэр обнаружили на одной из ферм вирус птичьего гриппа. Но штамм этого вируса отличается от распространенного в странах Азии. Не исключено, что американская разновидность вируса не представляет угрозы здоровью человека.
«Вирусов птичьего гриппа много, – подчеркнул в беседе с корреспондентом «НГ» завлабораторией физиологии гриппа Института вирусологии член-корреспондент РАМН Николай Каверин. – Они есть во всех странах, в том числе и в России. Но, как правило, они не опасны для человека. Угроза появляется, когда вирус птичьего гриппа скрещивается с вирусом гриппа человека. Таким «смешивающим сосудом», в котором образуются гибридные формы вируса гриппа, могут служить, например, свиньи. Эти формы вируса в принципе могут вызывать глобальные эпидемии. Считается, что пандемия гриппа 1968 г. была вызвана именно таким гибридным вирусом, часть генов которого была от вирусов гриппа человека, а часть – от вируса гриппа птиц и который образовался в результате заражения свиньи. Скрещивание вируса гриппа птиц с вирусом гриппа человека может произойти и в человеческом организме – в том случае, если заболевший птичьим гриппом заразится и гриппом человека. Это будет опасно».
Однако в Госсанэпиднадзоре России корреспонденту «НГ» сообщили, что в стране нет ни одного случая подозрения на заболевание человека птичьим гриппом. Госсанэпиднадзор работает в тесном контакте с департаментом ветеринарии Минсельхоза России. Оттуда не поступало никаких данных о заболеваниях кур птичьим гриппом.
Почему же именно регион Юго-Восточной Азии традиционно является источником вирусных инфекций?
«В Юго-Восточной Азии на птичьих рынках продаются живые гуси, утки, куры, перепела, – поясняет академик Каверин. – Это создает условия для скрещивания разных вирусов гриппа и вирусов гриппа разных птиц. При этом возникают вирусы гриппа с новыми свойствами. Некоторые из них могут заражать человека. Сейчас не наблюдается передачи гриппа от человека к человеку. Все заболевшие заразились напрямую от птиц».
Таким образом, возможно, что отчетливые панические обертоны в выступлении академика Дмитрия Львова вызваны помимо прочего вполне понятным и прагматичным желанием немного увеличить финансовый ручеек в возглавляемый им институт. Недаром он отметил, что сейчас Институт вирусологии изучает слабопатогенные штаммы вируса, которые были выделены от диких птиц. По его словам, этот материал может быть использован при производстве вакцины для борьбы с вирусами, которые сейчас распространены в Юго-Восточной Азии. Также институт исследует действие обычных противовирусных препаратов, которые человек использует для профилактики и лечения других типов гриппа.