После взрыва в московском метро столичная милиция перешла на круглосуточный режим работы.
Фото Михаила Циммеринга (НГ-фото)
Прокуратура Москвы продолжает расследование пятничного взрыва в столичной подземке. Уголовное дело возбуждено сразу по двум статьям УК РФ – по ч. 3 ст. 205 (терроризм, совершенный группой и повлекший смерть людей), а также ч. 2 ст. 105 (убийство двух и более человек). В субботу расследование теракта было передано ФСБ РФ, а руководителем оперативного штаба назначен заместитель директора ФСБ Александр Жданьков. Московская милиция перешла на круглосуточный режим работы, усилена охрана вокзалов, аэропортов и станций метро.
Чуть больше года назад – 14 января 2003 года на совещании в мэрии Москвы начальник столичного Управления ФСБ Виктор Захаров заявил, что «по линии Интерпола получены сведения о подготовке Шамилем Басаевым нового масштабного теракта в Москве». Уже тогда московские контрразведчики предупреждали, что за декабрь 2002 и январь 2003 года по оперативным каналам получены около 20 сигналов о возможных терактах в столице, и в частности на метрополитене. По данным «НГ», спецслужбы всерьез рассматривали вариант газовой атаки: начальник управления по работе с органами обеспечения безопасности правительства Москвы Николай Куликов сообщал, что «готовятся специалисты химической защиты». Впрочем, к возможности применения террористами газа тогда относились весьма скептически, работа же шла в обычном русле. Милиция в спешном порядке проверила чеченцев и ингушей, а также усилила посты у гостиниц, рынков и вокзалов.
Часть сотрудников ППС перебросили в места отдыха москвичей и в районы массового скопления людей. Результат не заставил себя ждать: 16 января спецслужбы распространили информацию о предотвращении в Москве крупного теракта. На автостоянке, расположенной на Звенигородском шоссе, были найдены две автомашины «ВАЗ-2108» с установленными в них самодельными взрывными устройствами. В переоборудованных бензобаках было найдено около 30 кг взрывчатки, а также поражающие металлические элементы.
Все последующие взрывы – в Тушино, на Тверской и у отеля «Националь» – обращали на себя внимание в части исполнителей терактов – шахидок-смертниц. «Живые мины» были темой № 1 для всех спецслужб, которые раскрыли московские базы подрывниц лишь дважды: когда смогли допросить попавшуюся 10 июля на Тверской неудавшуюся смертницу Зарему Мужихоеву и когда «раскрутили» связи одной из тушинских террористок – Зулихан Элихаджиевой. Но оба раза след так и не вывел на реальных организаторов. Видимо, потому силовики, как обычно, хватаются за привычную соломинку: во всем виноваты некие закордонные силы – международный исламский терроризм. И бессменный его наймит – неуловимый Абу Валид. Начиная с 1999 года на этого человека «вешают» очень многое – от взрывов домов в Москве и Волгодонске, финансирования Масхадова и Басаева и подготовки смертников, руководства минной войной в Чечне – до «Норд-Оста». При этом о нем самом неизвестно ровно ничего – даже его настоящего имени. Фигуранта несколько раз хоронили, а о его гибели даже один раз объявила Генпрокуратура. Вот и после трагических событий в московском метро Абу Валид снова воскрес. По крайней мере, в искореженном взрывом вагоне, по данным «НГ», эксперты отыскали разодранную в клочья книгу «Путь к аллаху».
Пока же эксперты-взрывотехники продолжают обследовать пострадавший вагон. Имеющиеся сейчас данные указывают на то, что в метро в очередной раз работал террорист-смертник: специалисты считают, что бомба находилась как минимум в полуметре от пола вагона. «Если бы сумка со взрывным устройством находилась на полу, то там неминуемо образовалось бы отверстие», – заявил «НГ» источник в одной из спецслужб. Тем временем следователи уже опросили более сотни очевидцев происшествия. Составлен фоторобот террориста. Милиция даже задержала одного из похожих на портрет мужчину, но затем его с извинениями отпустили. В то же время заместитель прокурора Москвы Владимир Юдин сообщил о том, что специалистам удалось изъять образцы взрывного устройства. «После детального изучения элементов и остатков взрывного устройства можно будет говорить о его типе, а также мощности», – заявил Юдин.
Спустя трое суток после теракта никто из руководителей спецслужб, силовых и правоохранительных ведомств так и не взял на себя смелость прилюдно заявить, что необходимо было предпринять, чтобы не допустить подобной трагедии. Не обозначены пока и невольные виновники произошедшего. Вместе с тем очевидно, что сотрудники ОВД по охране метрополитена не в силах осмотреть всех подозрительных: услугами столичной подземки ежедневно пользуются около десяти миллионов человек, а милиционеров, охраняющих правопорядок в метро, – в несколько тысяч раз меньше. О причинах случившегося корреспонденту «НГ» рассказал первый замдиректора НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генпрокуратуре РФ, доктор юридических наук, профессор Владимир Лопатин: «На мой взгляд, существенная причина – в отсутствии скоординированной политики транспортной безопасности со стороны различных органов исполнительной власти, в ведении которых находятся транспортные подразделения. У нас шесть основных видов транспорта, и за каждый из них, кроме морского, речного и воздушного отвечает свое ведомство. Статус метрополитена менялся неоднократно. То его передавали в ведение субъектов Федерации, то в ряд федеральных органов власти. Разве же можно в таких условиях выстроить четкую систему взаимодействия? Еще одна причина – отсутствие обобщения опыта антитеррористической деятельности. Сегодня метро есть в шести городах страны. Когда мы запрашивали метрополитены о состоянии безопасности за последние 10 лет, то оказалось, что многие даже не располагают такой информацией. Трагедия в московском метро потребует еще раз вернуться к анализу взаимодействий органов федеральной власти и, конечно, транспортных и правоохранительных структур».