В Московском городском суде вчера начались слушания по так называемому «крабовому делу». Дело о злоупотреблениях в рыбной отрасли было возбуждено в рамках расследования обстоятельств гибели губернатора Магаданской области Валентина Цветкова. Обвиняемыми по нему проходят бывшая советница убитого губернатора Виктория Тихачева, директор магаданского НИИ рыбного хозяйства Александр Рогатных и первый зампредседателя Госкомрыболовства РФ Юрий Москальцов. Всем им инкриминируется ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупных размерах, совершенное группой лиц). Москальцову вменяется также злоупотребление должностными полномочиями, повлекшее тяжкие последствия. По данным следствия, общий ущерб от их действий составил более 1 млрд. рублей.
«Крабовое дело» было возбуждено в ноябре 2002 года на основании материалов проверки, проведенной Генпрокуратурой РФ после убийства губернатора Магаданской области Валентина Цветкова 18 октября 2002 года на Новом Арбате в Москве. Затем оно было передано в производство Московской городской прокуратуре, после чего в Магадан выехала группа следователей из Москвы. За короткий срок по фактам выявленных злоупотреблений они возбудили несколько десятков экономических дел. Самым громким из них оказалось мошенничество с получением дополнительных «научных» квот по вылову краба-трубача.
По версии следствия, научные квоты были получены Магаданским НИИ рыбной отрасли, а затем незаконно переданы четырем коммерческим рыбодобывающим компаниям. Среди них оказалось «Магаданское предприятие по добыче и переработке морепродуктов» (МПДПМ), которое было создано по приказу губернатора Цветкова и при участии Виктории Тихачевой. Причем, как выяснилось, МПДПМ не только не обладает научными судами, но и вообще не имеет своего флота. В результате под видом исследований было выловлено синего краба, трубача и краба-стригуна на 100 млн. рублей. От Госкомрыболовства, как оказалось, все необходимые бумаги подписывали заместители председателя Леонид Холод и Юрий Москальцов. Против всех участников сделки были возбуждены уголовные дела. Однако летом прошлого года дело в отношении Холода было прекращено «за отсутствием состава преступления».
Процесс проходит в закрытом режиме в связи с имеющимися в материалах дела документами с грифом «Секретно». На вчерашнем заседании гособвинитель огласил суть обвинительного заключения, а адвокаты подсудимых заявили суду ряд ходатайств. В частности, представляющая интересы Виктории Тихачевой адвокат Наталья Олейник попросила изменить ее подзащитной меру пресечения, так как она страдает серьезным заболеванием позвоночника и у нее началась атрофия ног. Однако суд оставил Тихачеву и Рогатных под арестом, сославшись на то, что они могут скрыться от следствия и оказать давление на свидетелей. Вместе с тем суд согласился с просьбой адвокатов истребовать дополнительно ряд документов, которые не были получены в ходе предварительного следствия и, по мнению защиты, имеют существенное значение для установления истины. Следующее заседание назначено на 9 февраля.