Проблемы противодействия торговле людьми обсуждали вчера в Москве участники первой всероссийской Ассамблеи неправительственных организаций, собравшиеся под эгидой Комиссии по вопросам женщин, семьи, материнства и детства при полномочном представителе президента РФ в Центральном округе. Первым гвоздем программы съезда стало зачитанное полпредом Георгием Полтавченко письмо Владимира Путина, в котором помимо поздравлений в адрес собравшихся и выражения уверенности в результативности их работы заключалось важное признание: «Торговля людьми стала одной из опаснейших угроз цивилизации». Второй гвоздь в гроб международной работорговли забил при полном одобрении присутствующих госсекретарь США Колин Пауэлл, который заехал поприветствовать Ассамблею перед тем, как отправиться в Госдуму на встречу с Грызловым. Впрочем, его визит к правозащитникам случайным не выглядел. Чувствовалось, что Пауэллу эта тема совсем не безразлична: «Коррупция – тот ключ, который открывает дверь к торговле людьми. Нужно помогать жертвам работорговли. Нужно подумать и о том, какой дом предоставить преступникам. Важно, чтобы этот дом им не слишком понравился. Мы называем этот дом тюрьмой».
Депутат Госдумы Елена Мизулина призналась, что еще полтора года назад об этой проблеме в официальных кругах упоминать было не принято: «За исключением офиса Полтавченко». С тех пор дело вроде бы сдвинулось с мертвой точки. Но не сильно: еще 17 февраля 2003 года появился в Думе базовый законопроект «О противодействии торговле людьми», однако он так и не был принят. Депутатское «добро», пояснила Мизулина, не состоялось по причине столь же незамысловатой, сколь и традиционной: ведомства, задействованные в проекте, не смогли выбрать, кто из них будет осуществлять координацию общих усилий – то есть контролировать остальных. Как вариант сегодня предлагается создать новую комиссию при президентской администрации – аналогичную правозащитной, которую возглавляет Элла Памфилова.
Нельзя сказать, что ведомства, имеющие отношение к проекту, совсем уж не заинтересованы в его реализации. Однако интерес этот весьма специфический. МВД, к примеру, под это дело уже запросило шесть тысяч новых штатных единиц, с возмущением доложила делегатам сенатор Людмила Нарусова: «Зачем нам полиция нравов? Какое нужно расследование? Любой милиционер может открыть газету и прочитать объявления с телефонами про «досуг» и «услуги»...»
В отличие от правоохранителей, представители 83 неправительственных организаций, собравшиеся на Ассамблею, настроены решительно и даже оптимистично. Не мытьем, так катаньем они проталкивают базовый закон «по частям»: так, 8 декабря 2003-го Думой были одобрены наконец соответствующие поправки в Уголовный кодекс.