0
922
Газета События Интернет-версия

27.01.2004 00:00:00

Аресты менеджеров ЮКОСа продолжаются

Тэги: юкос, сизо, самара, арест


Вслед за взятием под стражу в минувшую среду по обвинению в уклонении от уплаты налогов председателя совета директоров ОАО «Куйбышевский нефтеперерабатывающий завод» Рафаиля Зайнуллина («НГ» сообщала об этом во вчерашнем номере) вполне возможно применение такой же меры пресечения в отношении бывших генеральных директоров Сызранского и Новокуйбышевского НПЗ, также входящих в нефтяную компанию ЮКОС, Юрия Кубрина и Семена Михайлова.

Сотрудники главного следственного управления ГУВД Самарской области возобновили в отношении Рафаиля Зайнуллина старое уголовное дело 1999 года, которое 5 лет назад было закрыто с формулировкой «за отсутствием состава преступления». Практически одновременно появилась информация об изъятии документов на всех трех нефтеперерабатывающих самарских предприятиях компании ЮКОС. Тогда же было возобновлено и ранее закрытое «налоговое дело» против Юрия Кубрина. (Почему-то в 1999 году Новокуйбышевский НПЗ и его бывшего гендиректора Семена Михайлова правоохранительные органы не «трогали».)

Сегодня в Самаре многие убеждены, что эти уголовные дела против нефтяной компании, попавшей в выборочную предвыборную немилость Кремля, имеют политическую подоплеку. И что не сегодня так завтра придут и за Кубриным, и за Михайловым, которые также виноваты в том, что жили или работали по несовершенным российским законам.

Действительно, как сообщили корреспонденту «НГ» сотрудники ОАО «Самаранефтегаз», генеральный директор Куйбышевского НПЗ Рафаиль Зайнуллин в 90-е годы вместе с заводской бухгалтерией работал по схемам минимизации налогообложения, которые на тот момент были вполне законными. Их применяли не только на КНПЗ, но и на других нефте- и газоперерабатывающих предприятиях нефтяной компании ЮКОС Самарской области, прежде всего в Новокуйбышевске и Сызрани. Использовались фирмы, зарегистрированные в закрытых административно-территориальных образованиях, которые практически были внутрироссийскими офшорными зонами. После проверки налоговой инспекцией насчитали недоимку за 1999 год без малого в 30 млн. руб., но потом разобрались и это обвинение было снято.

– По действовавшему российскому закону была внутренним офшором сибирская деревня Лесное, которую использовал ЮКОС, а город Ленинск и космодром «Байконур» был таким же офшором для «ЛУКОЙЛа», – сказал корреспонденту «НГ» источник в самарском отделении компании ЮКОС, пожелавший остаться неназванным. – Тогда все эти схемы соответствовали российскому законодательству. Теперь же внутренние офшоры ликвидировали, а с директоров, которые работали по старым законам, начинают спрашивать, как по ныне действующим.

Защитники Рафаиля Зайнуллина подготовили кассационную жалобу в судебную коллегию по уголовным делам Самарского областного суда, в которой просят изменить меру пресечения в отношении своего подзащитного. Вот что по этому поводу сказал известный самарский адвокат Сергей Киринский:

– В отношении нашего подзащитного в ноябре 2003 года избиралась в качестве меры пресечения подписка о невыезде. Требования названной меры пресечения господин Зайнуллин не нарушал. По истечении 10 суток подписка потеряла силу. Оснований для избрания ему более строгой меры пресечения на протяжении почти двух месяцев у следователей не имелось и потому не понятны мотивы изменения ему меры пресечения на содержание под стражей. В нарушение требований УПК следователь и суд в постановлении не указали, по каким основаниям они считают невозможным применить к господину Зайнуллину иной, более мягкой меры пресечения, чем содержание под стражей, хотя приведенные данные о личности и состоянии здоровья содержат основания для применения к нему более мягкой меры пресечения, чем содержание под стражей. Незаконное заключение под стражу мы объясняем стремлением следственных и прокурорских органов использовать данный прием как механизм незаконного давления на него с целью получения нужных для следствия сведений в отношении руководителей ОАО «НК ЮКОС», следствие в отношении которых ведет Генеральная прокуратура Российской Федерации.

В этом деле имеется и такая подробность: Рафаилю Зайнуллину, которого поместили в камеру следственного изолятора, 61 год, он инвалид 2-й группы, человек с ранее безупречной репутацией, имеет звание Почетного нефтехимика России, ветеран своего завода.

Руководитель пресс-службы самарского губернатора Константина Титова Людмила Такоева порекомендовала корреспонденту «НГ» обратиться за комментариями в прокуратуру: «они не ставят нас в известность, когда кого-то задерживают», и добавила, что губернатор Константин Титов уже сказал по поводу заключения Зайнуллина под стражу следующее: «Человека в таком почтенном возрасте можно было бы и не арестовывать».

По просьбе «НГ» ситуацию прокомментировал известный московский адвокат Максим Смаль:

– Возраст Рафаиля Зайнуллина не такой уж преклонный, 61 год – это, скажем так, предпенсионный возраст, но еще рабочий. Инвалидность второй группы тоже в принципе позволяет трудиться. В таком случае решение вопроса о мере пресечения отдается на усмотрение суда. Как мне кажется, принятое решение можно рассматривать как акт устрашения. Возможно, Зайнуллин, с точки зрения суда и следствия, не давал необходимых следствию показаний. Возможно – предположим – являлся на допросы, но отвечал «не помню, не знаю», возможно, на просьбы предоставить какие-то документы и материалы, отвечал отказом, ссылаясь, скажем, на их отсутствие. Мы понимаем, что это дело не лично Зайнуллина, а дело ЮКОСа. Следствие по делу Зайнуллина входит в общую схему. Эта схема требует быстрого результата, а он, условно говоря, вставляет следствию палки в колеса. Следствие прибегает к «нормальной» (в кавычках) практике: суду сообщается, что подследственный, находясь на свободе, может воспрепятствовать ходу следствия, может сбежать и так далее. И суд принимает нужное решение. Что же касается инвалидности, то существует список болезней и стадий этих болезней, которые не позволяют отбывать заключение. Но это, как правило, очень тяжелые заболевания в тяжелых стадиях.

В коллективе Куйбышевского НПЗ Рафаиля Зайнуллина не считают чужим человеком, «нефтеолигархом» и тем более преступником. В 1967 году по окончании вуза 24-летний Рафаиль Зайнуллин, бывший сельский парень из татарского села, приехал сюда из Казани и всю жизнь проработал на Куйбышевском НПЗ, начав с рядового помощника оператора. Почти по 10 лет был главным технологом и главным инженером завода.

– Работник он был прекрасный и, главное, человек честный и порядочный, всегда помогал людям, – заявила корреспонденту «НГ» ветеран КНПЗ Клавдия Дворянкина, 45 лет проработавшая старшим оператором на этом предприятии. – А в то, что Рафаиль Абдуллович совершал какие-то финансовые махинации, у нас никто не верит – просто подставили его.

Самара


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
773
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
493
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
327
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
465

Другие новости