Попытка Минюста РФ лишить адвокатского статуса Ольгу Артюхову, входящую в команду защитников Михаила Ходорковского, оказалась неудачной. В пятницу независимая квалификационная комиссия, рассмотрев представление Главного управления Минюста РФ по Москве, признала необоснованным требование исключить Артюхову из реестра адвокатов. За отклонение представления проголосовали 11 членов комиссии при одном «против».
Все претензии Минюста связаны со скандальным обыском Ольги Артюховой в СИЗО «Матросская Тишина» 11 ноября 2003 года. Тогда у нее изъяли некую записку, которую якобы написал сам Ходорковский, изложив в ней, как утверждали представители министерства, «инструкции по противодействию следствию». Адвокат же утверждала, что изъятое – ее личные рабочие наброски, где она для памяти фиксировала и поручения своего клиента.
На заседании квалификационной комиссии (в нее вошли 7 адвокатов, представители ГУ Минюста по Москве, гордумы, судьи – от суда общей юрисдикции и арбитражного) каждая сторона изложила свои аргументы. 3 февраля решение комиссии будет утверждаться на совете Московской адвокатской палаты. Понятно, что вероятнее всего оно будет одобрено. А вот как поведут себя представители столичного ГУ Минюста, предсказать трудно. Его руководитель Александр Буксман уже заявлял, что в случае «отрицательного решения адвокатского сообщества по вопросу лишения Ольги Артюховой статуса адвоката» органы юстиции вправе подать в суд соответствующий иск. Однако на чашу весов правосудия придется выкладывать те же аргументы, которые квалификационная комиссия признала неубедительными. Президент Московской адвокатской палаты Генри Резник заявил, что «если у них (чиновников Минюста. – «НГ») есть здравый смысл, они этого не сделают».
Адвокатское сообщество с особым вниманием следит за решением этого спора, считая, что за ним стоит далеко не частная проблема. Генри Резник уже заявлял, что возникшая ситуация – «это тест на состояние общества, тест на демократию». По его словам, если давление на адвокатов будет продолжено, это можно расценивать «как фронтальную атаку на адвокатуру как независимый институт».