Кто понесет ответственность за ЧП, в результате которого более 90 призывников, отправленных служить из центральных районов России в Магаданскую область, оказались на больничной койке с пневмонией, а один из них умер, пока неизвестно. Однако, судя по тому, что информация о вопиющей халатности военных дошла до президента Путина, который пообещал общественности, что случай с массовым заболеванием "будет тщательно расследован и виновные понесут наказание", дело имеет все шансы дойти до суда.
Следственный маховик раскручивается с нетипичной для подобных случаев оперативностью. Как заявил в конце минувшей недели главный военный прокурор Александр Савенков, уже допрошены более 250 человек, в том числе 22 генерала, представляющих руководство Генштаба ВС, Главного штаба погранвойск, командование Сибирского и Дальневосточного военных округов. Независимое расследование инцидента ведет ФСБ - в Северо-Восточное управление погранвойск вчера вылетел первый заместитель руководителя погранслужбы ФСБ генерал-полковник Мансур Валиев с группой помощников.
Обстоятельства сложились так, что среди возможных виновников ЧП фигурируют представители двух силовых ведомств - Минобороны и ФСБ России. Призыв на военную службу, в том числе и в погранвойска, - функция военкоматов, которые подчинены Минобороны. Но после прохождения медкомиссии военкоматы передают призывников "покупателю", в данном случае представителям погранвойск. Ответственность за их доставку к месту службы несут и Минобороны, и ФСБ. Если при этом что-то случается, как правило, начинается "ведомственный футбол", когда одна сторона пытается свалить вину на другую, и в итоге дело заканчивается наказанием какого-нибудь мелкого "стрелочника". В данном случае идеальной фигурой "для заклания" является старший команды призывников. Он несет ответственность за то, чтобы призывник был доставлен в часть точно в срок и в добром здравии. Одну из таких команд численностью в 30 человек возглавлял майор погранслужбы Владимир Солдайкин. Скончавшийся позже в больнице Володя Березин был как раз в его группе. Как сообщают начальники Солдайкина, офицер уже дал следователям показания в качестве свидетеля. Однако никто не гарантирует, что со временем он не превратится в обвиняемого.
Правда, министр обороны Сергей Иванов уже заявил следующее: "Я не собираюсь перекладывать ответственность на пограничников. Я думаю, что на этом примере мы все должны сделать очень серьезные выводы". Дело в том, что командование военных округов, расположенных по маршруту следования призывных команд, обязано обеспечить соответствующие условия для транзитников. Обогреть, накормить - в том числе. Вместе с тем, по словам главного военного прокурора, "со всей очевидностью установлено, что на этапе перелета Москва-Петропавловск-Камчатский начальники штабов Сибирского военного округа генерал Владимир Бакин и Дальневосточного военного округа генерал Валерий Герасимов не выполнили требования начальника Генерального штаба о создании при аэропортах транзитных коридоров, пунктов приема и размещения личного состава". По данным Интерфакса, в ближайшее время в рамках возбужденного уголовного дела о замерзших и госпитализированных новобранцах будет допрошен начальник Главного организационно-мобилизационного управления Минобороны РФ генерал-полковник Василий Смирнов. Есть ли у прокуроров к нему конкретные претензии или же просто будут взяты необходимые пояснения, пока неизвестно.
На вчерашний день в медучреждениях оставались 38 призывников-пограничников. Состояние четверых медики оценивают как тяжелое.