Немногочисленные пикетчики демонстрировали у здания Мосгорсуда портреты Ходорковского под пристальным наблюдением милиционеров.
Фото Михаила Циммеринга (НГ-фото)
Мосгорсуд вчера оставил под стражей бывшего главу НК ЮКОС Михаила Ходорковского. Таким образом, кассационная инстанция подтвердила решение, принятое Басманным судом столицы, о продлении срока содержания Ходорковского под стражей до 25 марта. Адвокаты пока не знают, будет ли обжаловано сегодняшнее решение в вышестоящих инстанциях. "Будем обсуждать и решать, куда обращаться", - сообщил журналистам после окончания заседания Генрих Падва. Тем не менее адвокат заявил, что он и его коллеги "будут и дальше бороться за освобождение Ходорковского".
В начале вчерашнего заседания Генрих Падва внес на рассмотрение Мосгорсуда жалобу, в которой защитники бизнесмена настаивали на отмене постановления Басманного суда столицы от 23 декабря минувшего года. Тогда районный суд удовлетворил ходатайство Генпрокуратуры и продлил Ходорковскому сроки содержания под стражей.
Решение Басманного суда, по мнению Генриха Падвы, подлежит отмене, поскольку "было вынесено с нарушениями закона". Адвокат полагает, что "оснований для дальнейшего содержания Михаила Ходорковского под стражей нет". По словам Падвы, "следствие не представило в суд данных о том, что, находясь на свободе, Ходорковский скроется, будет воздействовать на следствие или продолжит заниматься преступной деятельностью". Прокурор Валерий Лахтин с точностью до наоборот повторил на слушаниях слова адвоката: "Оказавшись на свободе, Ходорковский может продолжить преступную деятельность или скрыться за границей". Гособвинитель считает, что обвиняемый может попытаться "легализовать доходы, полученные преступным путем, как поступают соучастники его преступной группы, которые находятся на свободе". При этом Лахтин не назвал имена "подельников" Ходорковского: "Сразу после обысков в ЮКОСе некоторые из его сообщников покинули пределы России. Их имена широко известны, и я не буду их называть".
Выступая на процессе, Лахтин утверждал, что если Ходорковского отпустить, то "следствие обязано будет вернуть ему его загранпаспорта". Генрих Падва в свою очередь утверждает, что "ни в одном законе это не прописано, а вернуть или не вернуть загранпаспорта - это на усмотрение следствия".
Сам Михаил Ходорковский в очередной раз в зале суда не присутствовал и на вопросы отвечал по телемосту из СИЗО "Матросская тишина". Он поддержал адвокатов и заверил судей, что не намерен скрываться за границей. Ходорковский напомнил суду, что уже являлся добровольно на допрос к следователям. И также отметил, что уже после возбуждения уголовного дела неоднократно выезжал за границу. Бывший глава ЮКОСа попросил суд перевести его под домашний арест.
Еще одним доводом обвинения в доказательство необходимости содержания Ходорковского под стражей было то, что, оказавшись на свободе, бизнесмен может помешать расследованию уголовного дела. На это Генрих Падва заметил, что "расследование уголовного дела уже завершено и мешать просто нечему". А Ходорковский добавил: "Даже если бы я хотел совершить преступление из числа инкриминируемых мне прокуратурой, я не имею возможности. Инвестиционная деятельность сейчас не осуществляется. Организациями я не руковожу и акциями не владею". "Мои родственники не преступники и никогда не судились и живут достаточно изолированно. Я считаю, что мое содержание в тюрьме незаконно", - резюмировал Ходорковский. Ответ Валерия Лахтина был лаконичен: "Содержание под стражей Ходорковского не противоречит Конституции РФ, в частности статье 22, где говорится, что арестовать человека можно только по решению суда". "В настоящее время оснований для изменения меры пресечения Михаилу Ходорковскому не имеется. Состояние его здоровья позволяет ему находиться в условиях следственного изолятора", - резюмировал Лахтин.