В течение месяца квалификационная комиссия Адвокатской палаты столицы должна рассмотреть представление Главного управления Минюста по Москве о прекращении статуса адвоката Ольги Артюховой, входящей в команду защиты Михаила Ходорковского. Решение московского управления Минюста стало неожиданностью для президента московской Адвокатской палаты Генри Резника. "Если квалификационная комиссия не подтвердит выводы, сделанные управлением Минюста, это будет означать полную дискредитацию органов юстиции Москвы", - заявил он Интерфаксу.
Основанием для решения московского управления юстиции стал эпизод, произошедший 11 ноября в специзоляторе "Матросской Тишины", когда у Ольги Артюховой были изъяты некоторые бумаги из адвокатского досье. Позднее министр юстиции Юрий Чайка заявил, что адвокат пыталась уничтожить "записку, содержание которой представляет большой интерес для следствия".
Адвокатское сообщество расценило решение органов юстиции как беззаконие. Корреспондент "НГ" попросила президента Адвокатской палаты Генри Резника прокомментировать предписание управления Минюста.
- Адвокатской палатой проведена проверка, достаточно тщательная, и никакой записки Ходорковский через Артюхову на волю не передавал. Почему-то этот листок с упорством продолжают называть "запиской". На самом деле - это записи адвоката Артюховой относительно формирования позиции защиты.
- В чем заключалась проверка, проведенная Адвокатской палатой?
- Мы вызвали Артюхову, она написала подробные объяснения, а также представила копию протокола изъятия у нее бумаг. Мы располагаем копией этой так называемой "записки". Там не надо проводить никакой экспертизы - совершенно ясно, что это рука Артюховой. При этом я абсолютно исключаю, что адвокат будет обманывать Совет палаты. Кроме того, у Артюховой изъяли не только этот листок, но и адвокатский анализ совместного эпизода уголовного дела в отношении Ходорковского и Лебедева.
- Какие дальнейшие шаги предпримет Адвокатская палата?
- Кодекс профессиональной этики тщательно расписывает процедуру рассмотрения представления, которые идут от органов юстиции. Соберется квалификационная комиссия, в состав которой входят представители гордумы и судов общей юрисдикции. Комиссия либо согласится с представлением Минюста, либо не согласится. Если органы юстиции не ошиблись и это злонамеренная акция, преследующая цель лишить адвокатов основы основ их профессии - адвокатской тайны, то простым отклонением представления Минюста мы не ограничимся. Я буду требовать наказания чиновников, которые покрывают беззаконие, включая руководителей органов юстиции всех уровней.
- Что вы можете сказать об Ольге Артюховой как о специалисте?
- В данной ситуации она действовала весьма профессионально. Она пыталась защитить материалы, охраняемые адвокатской тайной. Но что могла сделать молодая женщина перед напором нескольких мужчин? Она была подвергнута личному досмотру. Действовало не право, а сила.