Роберт Амстердам намерен защищать интересы Ходорковского в Страсбургском суде.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
- Очень важно иметь ясное представление, что данное дело - вне зависимости от того, где мы его будем дальше обжаловать, - не ограничится просто рамками судебного разбирательства. Было бы слишком просто, если бы мы - те, кто вовлечен в этот процесс, - апеллировали к Европейскому суду по правам человека и этим бы все ограничились. Мы будем апеллировать непосредственно к правительствам мира. Вокруг этого дела будет идти постоянная дискуссия, и рассмотрение в Европейском суде - лишь один из шагов в этом процессе.
- На Западе есть аналогичные примеры - когда для таких людей, как Ходорковский, в качестве меры пресечения избирается многомесячное содержание под стражей?
- Конечно, ни в одной стране нет совершенной судебно-правовой системы. Но что касается Лебедева, Пичугина и Ходорковского, то избранная по отношению к ним мера пресечения является масштабным попранием общепринятых правовых норм для страны, претендующей на утверждение принципа верховенства закона. В случае с российскими судами, как мы убеждаемся, Россия в очень большой степени является "переходной страной". В последние недели я являюсь свидетелем абсолютно поразительной серии событий вокруг и Ходорковского, и НК ЮКОС: обвинения всплывали то одни, то другие - от налоговых прегрешений до экологических нарушений. Все это мне представляется тщательно оркестрованным. Мы являемся свидетелями на редкость драматической кампании против Ходорковского и НК ЮКОС, и я надеюсь, что российский народ осознает в конце концов не только, в какой степени несправедливым является это дело, но и какой ущерб оно наносит экономике страны.
- Какова ситуация с делом Пичугина в Европейском (Страсбургском) суде по правам человека?
- Оно было принято к рассмотрению Страсбургским судом. Пока только принято, то есть находится на самой начальной стадии рассмотрения.
- Является ли постановление Европейского суда обязательным для России?
- Да, коль скоро Россия уже шесть лет находится под юрисдикцией этого суда, решения последнего являются для нее обязательными. Следует отметить, что, когда Россия подписала соглашение о "вхождении" в зону юрисдикции Европейского суда, она взяла на себя большой объем новых обязательств, вытекающих из принадлежности к этой юрисдикции. Однако эти обязательства на практике не выполняются.
- Ваша оценка Михаила Ходорковского как личности?
- Считаю Ходорковского одним из выдающихся людей современности, настоящим гением. Очень печально, что человек, столько сделавший для России, сидит теперь за решеткой. Сюда вполне бы сгодился термин "историческая катастрофа".