Михаил Ходорковский вошел в здание Басманного уда с улыбкой.
Вчера, впервые за все время рассмотрения дел, связанных с ЮКОСом, Басманный суд Москвы удовлетворил ряд ходатайств адвокатов Михаила Ходорковского. Только благодаря усилиям защиты бывшего главы ЮКОСа судебные слушания о продлении Ходорковскому срока содержания под стражей решили проводить не в СИЗО "Матросская Тишина", а в здании Басманного суда. И впервые в присутствии самого обвиняемого. Басманный суд также удовлетворил ходатайство защиты и допустил в зал заседания зарубежного адвоката ЮКОСа Роберта Амстердама - правда, без переводчика. Неудовлетворенной осталась только просьба адвокатов провести заседание в открытом режиме: основанием для отказа послужила "тайна предварительного следствия".
Перед началом слушаний, назначенных на 10.00, председательствующий на суде Андрей Расновский заявил сторонам о переносе процесса в СИЗО "Матросская Тишина" под предлогом "обеспечения безопасности участников заседания". "Судья объявил об этом ни с того ни с сего, заходя в зал", - заявил "НГ" адвокат экс-главы ЮКОСа Генрих Падва. Защитники Ходорковского, в свою очередь, категорически возразили против переноса процесса в СИЗО и добавили, что в том случае, если процесс все же перенесут, они откажутся от участия в этом заседании.
При этом адвокаты ЮКОСа настаивали не только на проведении заседания в здании Басманного суда, но и потребовали присутствия на процессе самого Михаила Ходорковского. Как пояснил Генрих Падва, "по закону судебные слушания не могут проводиться в отсутствие обвиняемого". Свое недоумение относительно заявления судьи о переносе слушаний в СИЗО в беседе с корреспондентом "НГ" высказал и адвокат Антон Дрель: "Я не вижу логики в таком развитии событий, и объяснений этому у меня нет".
Спустя два часа судья вышел к адвокатам и, как рассказал журналистам Генрих Падва, заявил следующее: "Я должен перед вами извиниться, информация о том, что есть угроза безопасности, не подтвердилась, поэтому заседание состоится в здании Басманного суда. В течение часа Михаила Ходорковского доставят для участия в заседании". Противоречивые заявления о месте проведения слушаний Генрих Падва рассматривает как очередной этап "беспрерывной конфронтации и ущемление прав защиты".
Михаила Ходорковского привезли в суд только около 14.30. Бронированный "Ford" синего цвета с тремя машинами сопровождения подъехал к боковому входу Басманного суда. Но как раз там и дежурила многочисленная толпа журналистов и пикетчиков с плакатами в его защиту и с большими портретами экс-главы ЮКОСа. Тогда кортеж двинулся к заднему подъезду суда и подъехал к дверям почти вплотную. Ходорковский самостоятельно вышел из машины и в сопровождении охраны быстро прошел внутрь. Экс-глава ЮКОСа был одет в толстовку зеленоватого цвета и джинсы. Он был бледен и выглядел сильно похудевшим, но, проходя по коридору в зал суда в сопровождении спецназа, улыбался всем присутствующим.
До приезда Ходорковского в суд защитники так и не смогли ознакомиться с документами, прилагаемыми к ходатайству Генпрокуратуры о продлении срока заключения. Адвокат Генрих Падва попросил судью дать возможность защите ознакомиться с материалами, приложенными к этому ходатайству, пока Ходорковского везли из СИЗО (его этапировали из "Матросской Тишины" более двух часов). Однако суд отказал адвокатам. "Рано или поздно они все равно должны будут предоставить нам эти документы", - заявил журналистам Генрих Падва. Адвокат оказался прав: спустя 15 минут после начала заседания судья объявил двухчасовой перерыв для ознакомления защиты с материалами, приложенными к ходатайству прокуратуры.
Что касается зарубежного защитника Ходорковского Роберта Амстердама, то он был вчера допущен на заседание только как наблюдатель. До начала слушаний адвокат заявил журналистам, что "заключение Ходорковского под стражу является незаконным и противоречит Европейской конвенции по правам человека". "На международном уровне высказывается явная озабоченность сложившейся ситуацией, - отметил Роберт Амстердам в беседе с корреспондентом "НГ". - В российском правосудии складывается очень опасная ситуация, когда при декларируемой демократии на деле происходят обратные процессы. В данный момент ситуация дошла до того уровня, когда требуется международное вмешательство".
На время сдачи номера в печать решение суда по ходатайству Генпрокуратуры РФ о продлении Михаилу Ходорковскому срока содержания под стражей принято не было.