Второй вагон электропоезда был почти разорван взрывом пополам.
Фото Reuters
Понедельник объявлен на Ставрополье днем траура. Жители края, который за последние полтора года уже десять раз подвергался атакам террористов, в очередной раз скорбят по погибшим. 5 декабря жертвами теракта второй раз за последние три месяца стали пассажиры электропоезда Кисловодск-Минводы.
Как сообщили корреспонденту "НГ" в Южном региональном центре МЧС, взрыв прогремел во втором вагоне электропоезда на перегоне Подкумок-Белоугольная (неподалеку от станции Ессентуки) в 7.40 утра, когда электричка переполнена людьми, спешащими в Пятигорск. Из 600 находившихся в вагоне пассажиров пострадал каждый третий. К исходу субботы в списках погибших уже значились 42 человека. По данным пресс-службы губернатора Ставрополья, 34 из них скончались на месте, еще 8 человек - от полученных ранений в больницах. Один погибший не опознан. Более 160 пассажиров с увечьями и ожогами госпитализированы в лечебные учреждения Ессентуков, Кисловодска и Пятигорска. Несколько человек вчера уже выписались.
Как сообщают в Министерстве здравоохранения края, большинство пассажиров второго вагона получили минно-взрывные ранения, в основном это черепно-мозговые травмы, ранения живота и нижних конечностей. За первые сутки, прошедшие с момента взрыва, медики Ставрополья провели более 50 операций. Несмотря на все усилия хирургов, шесть человек скончались в реанимации в течение первых часов после трагедии, а жизнь более 20 пострадавших сегодня находится под угрозой.
По предварительной оценке экспертов, для взрыва могло быть использовано безоболочное взрывное устройство мощностью, эквивалентной 10 кг тротила. По словам очевидцев, взрывная волна буквально подбросила второй вагон в воздух, едва не разорвав его пополам. Взрыв оказался настолько мощным, что элементы вагонной обшивки отлетели на 200 м от электрички, а в квартирах домов, стоящих на значительном удалении от железнодорожного полотна, вылетели стекла и осыпалась штукатурка. Под грудами искореженных конструкций оказались погребенными десятки людей. Почти никто из них не смог выбраться из расплющенного вагона самостоятельно - вызволить пострадавших смогли только спасатели с помощью специальной техники.
Пока существуют лишь предварительные версии, где могла быть заложена бомба. Не исключается, что она находилась под одним из сидений или в тамбуре вагона и была приведена в действие с помощью радиоуправляемого устройства. По основной же версии, озвученной силовиками, взрыв в электричке устроила группа террористов-смертников, находившихся внутри вагона. Предположительно их было четверо - мужчина и три женщины. По словам заместителя Генпрокурора РФ Сергея Фридинского, который возглавляет оперативный штаб по расследованию обстоятельств трагедии, обнаруженные остатки взрывного устройства подобны тем, которыми, как правило, начиняют пояса шахидов.
Из заявления начальника краевого ГУВД генерала Александра Сапрунова следует, что перед отправлением электропоезд был тщательно досмотрен и скорее всего террористы зашли в вагон на одной из промежуточных станций. По словам генерала, в электричке работал линейный наряд, который, видимо, не успел осмотреть второй вагон во время движения.
Предыдущий подрыв пригородного поезда Кисловодск-Минводы был совершен в начале сентября, тогда погибли семь человек и десятки получили ранения. В тот раз сработали два радиоуправляемых взрывных устройства, заложенных на железнодорожном полотне. На сей раз террористы сделали все для того, чтобы жертв было как можно больше. Взрыв в электричке унес больше жизней, чем 18 предыдущих терактов, совершенных в крае за последние четыре года.
Сразу же после взрыва в крае был введен план "Ураган", в местах скопления народа выставлены усиленные патрули милиции и казачества. Однако задержать пока никого не удалось. В то же время появилась пока еще не подтвержденная информация, что одна из предполагаемых террористок сейчас в тяжелом состоянии находится под охраной в одной из больниц Кавказских Минеральных Вод.
Сотрудники правоохранительных органов усилили контроль за охраной железнодорожных станций и путей отстоя, мостов и тоннелей. Возможно, благодаря именно этим мерам удалось предотвратить теракт на станции Кавказская, где в минувшую субботу было обезврежено взрывное устройство, закрепленное под одним из вагонов товарного состава.
Ессентуки