Профсоюзная деятельность, оказывается, может приносить неплохие дивиденды.
Фото автора
В июле этого года на латвийском торговом судне с "истинно" либерийским (под этим флагом ходит судно) названием "Таганрог" возник обычный для нынешних времен конфликт. Причина - извечные противоречия интересов работодателей и наемных работников, у каждого из которых, как водится, своя правда.
"Таганрог" - небольшой старый танкер грузоподъемностью 6 тыс. тонн, приносящий хозяевам сплошные убытки. Поэтому вариантов решения проблемы только два: либо сдать судно в металлолом, либо снизить расходы по его эксплуатации. Снизить расходы можно, уменьшив зарплаты экипажа. Это - правда работодателя. Уменьшение зарплаты, хотя и не ведет к потере источников существования, вообще сказывается на благосостоянии семей моряков. И это - правда наемного работника.
Когда членам экипажа "Таганрога" было предложено перезаключить трудовые соглашения, предусматривающие снижение их заработной платы, в ситуацию вмешался председатель Латвийского профсоюза мореходов торгового флота (ЛПМТФ) Игорь Павлов (в этот профсоюз и входят моряки судна). Такая активность профсоюзного лидера могла бы только приветствоваться: ведь одна из основных задач профсоюзного движения - это защита интересов его членов. Именно в таких вот конфликтных ситуациях моряки как никогда нуждаются в грамотной юридической поддержке и консультациях, в представлении и защите их интересов на переговорах с работодателем, результаты которых должны в как можно большей степени соответствовать интересам работников.
Вместо этого Павлов, толком даже не вникнув в суть происходящего, как пишет рижская газета "МК-Балтии", призвал экипаж судна к забастовке. Обойдем вниманием тот факт, что законодательство Либерии, под флагом которого и ходит "Таганрог", категорически запрещает какие-либо забастовки. Но ведь и по латвийским законам объявлять забастовку можно только через десять дней после официального заявления об этом властям. И этого Павлов, всю жизнь посвятивший профсоюзной деятельности, не мог не знать, да, видно, очень уж захотелось дешевого популизма.
Экипаж "Таганрога" откликнулся на призыв профсоюзного лидера и забастовал. Откуда простым морякам было знать, что тем самым они вступают в конфликт с законом, ведь сам глава профсоюза позвал их "на баррикады". ООО "Аквашип", являющееся оператором "Таганрога", попало в крайне неприятную ситуацию - грозили большие убытки, связанные с невыполнением сроков по заключенным договорам, поэтому события развивались бурно: задействовалась полиция, предпринимались попытки вывести "Таганрог" на буксире в открытое море и заменить команду, проводились беседы с моряками, в ходе которых им разъяснялось положение дел и незаконность забастовки. Вот только Павлова уже нигде рядом не было. Как говорится: "Мавр сделал свое дело┘" В итоге работникам "Аквашипа" удалось убедить основную часть команды выйти в море, и 10 июля "Таганрог" взял курс на Лиепаю, а дальше - на Сингапур. На берегу остались четверо простых русских моряков (Осипов, Быков и другие), решивших идти до конца. И, по всей видимости, на берегу они будут долго: судовладельцы всего мира стараются не нанимать непослушных и строптивых мореходов. А как же Павлов и его обещанная поддержка забастовщикам со стороны профсоюза? А никак. Да и не до того господину Павлову, ведь он возглавляет профсоюз, в который входит более восьми тысяч моряков, не пристало ему заниматься "мелочами".
ООО "Аквашип" в настоящее время добивается получения судебного решения о признании забастовки незаконной, что послужит основанием для удовлетворения материальных претензий за счет средств Латвийского профсоюза мореходов торгового флота, которые, между прочим, формируются из членских взносов моряков и которым скорее всего будет причинен значительный ущерб низким профессионализмом и безграмотностью его председателя. Хотя, наверно, было бы правильнее, если бы господин Павлов нес персональную ответственность за свои действия и возмещал убытки из своего кармана. Тем более что он далеко не такой уж и маленький. Только в поселке под Ригой под названием Марупе, как сообщает "МК-Балтия", семейству Павлова принадлежат два шикарных особняка, каждый из которых, по оценкам специалистов по недвижимости, стоит не меньше ста тысяч латов (165 000 долл.) и которые, как говорится, на одну зарплату не построишь. Да и живут все члены семьи, по отзывам знающих их людей, ни в чем себе не отказывая: заграничные вояжи, автомашины (не говоря уже о том, что Павлов нещадно эксплуатирует шикарные служебные "Лексус", "Фольксваген-Шаран" и другие авто, купленные за счет профсоюза), модная одежда и прочие атрибуты "красивой жизни". Поневоле задумаешься, на чем же зиждется материальное благополучие Павлова?
Может быть, господин Павлов удачливый бизнесмен? Тем более что он является, по данным "МК-Балтии", соучредителем двух фирм - ООО "Нипа" и ООО "Корта". Однако, согласно данным Регистра предприятий, финансовые показатели обеих фирм за 2002 год не впечатляют: с такими оборотами даже на хлеб с маслом не заработаешь. Кстати, интересно, как Павлову удается справляться с противоречивостью своего положения: будучи владельцем фирм, он сам выступает в роли работодателя, неужели и тут он призывает своих работников бороться за их права путем организации забастовок?
Между тем Латвийский профсоюз мореходов торгового флота, возглавляемый Павловым, - организация далеко не бедная, ежегодные взносы составляют один процент от заработной платы каждого члена, и в целом набегает кругленькая сумма. На что эти средства уходят и как расходуются, сказать сложно, потому что в Латвии действенные механизмы контроля за средствами общественных организаций и политических партий пока еще не устоялись. Ясно только, что наличие под рукой таких финансовых ресурсов дает возможность для маневра.
В 2000 году было создано кооперативное сберегательное общество "Юрниеку форумс" Латвийского торгового флота. Цель создания общества - благая: оказание временной материальной помощи морякам, являющимся членами профсоюза, путем выдачи им ссуд. Вполне логично, если бы эти ссуды выдавались морякам, попавшим в затруднительное финансовое положение, на каких-то льготных условиях, под щадящие проценты, тем более что "Юрниеку форумс" оперирует профсоюзными деньгами, то есть деньгами самих же моряков. Однако выдавались ссуды, как пишет та же "МК-Балтия", под 20% годовых, и то, как говорят моряки, если на это "есть воля Павлова". И это практически при стопроцентной гарантии возврата средств! Ведь ни один моряк не захочет из-за ссуды потерять работу. Для сравнения - в многочисленных латвийских банках ставка может колебаться в пределах 4-6%. Спрашивается, из каких таких соображений были назначены столь внушительные процентные ставки и нет ли тут корыстного интереса? И что важнее для господина председателя Латвийского профсоюза мореходов торгового флота: помогать простым морякам и защищать их интересы или наживаться на них? Кстати, в отличие от многих моряков г-н Павлов без проблем получил гражданство Латвии "за особые заслуги": как он сам указал в своей автобиографии, в феврале 1991 года Павлов, возглавлявший профсоюз еще в советские времена, добился независимости своего "детища" от профструктур СССР и подчинения новой власти.
Что касается манипуляций г-на Павлова с профсоюзными деньгами, то, судя по всему, они на вышеупомянутом не закончились, и 24 октября 2000 года в Регистре предприятий Латвии появилось ООО "Юрас финансес", юридический адрес: Рига, ул. Элизабетес, 1, то есть по тому же адресу, где находилось и руководство Латвийского профсоюза мореходов торгового флота. Единственный учредитель - все тот же профсоюз моряков, возглавляемый господином Павловым, внесший в уставной капитал ООО 60 000 латов (100 000 долл.), да и президент новоиспеченной коммерческой структуры - все тот же Игорь Павлов. Провозглашенные виды деятельности - финансовое посредничество, финансовый лизинг, выдача кредитов и т.п. Если заглянуть в финансовый отчет "Юрас финансес" за 2002 год, то обнаружится забавная картина: при уменьшившемся собственном капитале (с 60 960 до 56 770 латов) оборотные средства за год увеличились со 125 761 до 289 175 латов, а дебиторские задолженности этому обществу более чем удвоились (со 118 085 до 286 338 латов). И это при том, что в резервах значатся ошеломляюще маленькая сумма в 48 латов, а нераспределенная прибыль составила аж минус 4190 латов за целый год. Словом, сработал Павлов себе в убыток.
С этим можно было бы смириться, если бы не одно "но": в 2002 году господин Павлов, согласно балансовому отчету, приобрел земельные участки, участвовал в строительстве зданий и т.д. на 35 965 латов. Каких именно, где, с какой целью - ответ может дать только сам Павлов тем морякам из профсоюза, кто доверил ему свои деньги. Впрочем, не только деньги, но и судьбы. А стоило ли?