Министр-реформатор весьма доволен собой.
Фото Михаила Циммеринга (НГ-фото)
Жуткая история с пожаром в общежитии Российского университета дружбы народов заставляет сначала содрогнуться от ужаса, потом прийти в праведный гнев: по чьей вине? А затем, наконец, задуматься и сопоставить факты.
Глупо и жестоко считать виновниками пожара пострадавших от него. Юношей и девушек из Африки и Юго-Восточной Азии, замерзших при первом московском похолодании и пытающихся согреться с помощью бытовых электроприборов российского производства.
Мысль о виновниках идет снизу вверх - комендант, декан, ректор, министр образования. Самое поразительное, что нынешний министр образования Владимир Филиппов пришел на нынешнее место из ректорского кресла именно РУДН, считающегося одним из элитных и самых благополучных вузов страны.
Вот, казалось бы, не интернат для глухонемых, не сельская школа с огнетушителем прошлого века на стене. Но чем занимается министр образования помимо рутинного выполнения своих обязанностей? Владимир Филиппов проявляет активность. Он министр с инициативой, с замахом на будущее, на перспективу. Он выдвигает одну за другой глобальные идеи, он витает в сферах высшей государственной пользы и светлого будущего.
Министр Филиппов не гнушается и выполнением горящих политических заказов. Две недели он лично занимался тем, что гнул руководство РГГУ с требованием увольнения ректора Леонида Невзлина, искал рычаги давления и жал на них. И - добился своего. Его имя мелькало в первых строках сводки новостей. И кроме высшей благодарности за выполнение горящего заказа получил горящее общежитие...
Вчерашняя закрытая коллегия Министерства образования РФ, посвященная вопросу безопасности российских школ, началась с минуты молчания в память о погибших студентах РУДН. Владимир Филиппов привел последние официальные данные: 31 человек погиб, 171 находится в 12 больницах Москвы. Сгорел корпус номер 6, в котором проживали студенты, прибывшие на учебу три-четыре недели (а некоторые - всего неделю) назад.
Студенты не только не говорили по-русски, но еще и были плохо знакомы с местностью да и самим общежитием, в котором им предстояло жить. Министр образования объявил, что еще рано говорить, в результате чего произошел пожар. Но, по его версии, скорее всего виноват "человеческий фактор".
На момент пожара в 203-й комнате не было проживающих там трех африканских студенток. И все они остались живы, двух из них пока найти не удалось, третья студентка дает показания. Погибли в основном студенты с 3-го этажа, сильно пострадали студенты с 4-го и 5-го этажей. В то же время, сообщил министр, студенты, проживающие в этом и соседнем общежитии, попытались потушить огонь сами. "Пожарные рукава работали исправно, но открытые окна способствовали только разгоранию огня, - подчеркнул Филиппов. - Вина в том, что не учли, как действовать в экстремальных обстоятельствах. В Якутии погибли дети в результате той же самой причины. Две большие группы детей столкнулись в дыму на лестничной площадке, началась давка".
На коллегии говорили и о том, что реформы 90-х годов в России разрушили успешно работающую систему школьной противопожарной безопасности. Сейчас случается более 100 крупных пожаров в год. Каждый второй ребенок погиб, потому что не знал, как спастись. Каждое четвертое возгорание происходит из-за электрических приборов и изношенной проводки. В учреждениях системы образования ежегодно погибают 100-150 человек. За последние три года погибли 358 человек (без учета погибших во время пожара в РУДН).
Приводились и другие данные: так, примерно 70% директоров школ не знают, как вести себя в условиях пожара; в 95% школ России никто систематически не проверяет пожарную сигнализацию. И т.д.
Министр Филиппов пообещал выделить средства на реализацию программы противопожарной безопасности по школам, техникумам, профтехучилищам и вузам - 2,9 млрд. рублей.
Стало быть, деньги есть, и ссылаться, как привыкли, на недостаточное бюджетное финансирование, нельзя. Именно сейчас финансирование образования, в том числе и высшего, - вполне приемлемо. Но, как обычно, жди беды не от недорода, а от урожая. Ведь самое страшное для чиновника - это распорядиться деньгами. Велик соблазн, вместо того чтобы проводить рутинные бытовые улучшения, запулить деньги на очередной мегапроект, который выделил бы тебя в глазах Кремля.
Так и бывает, что случайное на первый взгляд событие подытоживает целую череду гнусностей, недоумства, некомпетентности, фразерства. Слишком жутким и неожиданным оно оказалось.
Сейчас вот улучшение противопожарного состояния общежитий начнут проводить в жизнь в пожарном порядке. А лучше бы начать с голов, которые не тем заняты, оттого и горит у них под носом.