- Владимир Михайлович, хочется все-таки узнать подробности отставки Леонида Невзлина, что называется, из первых уст. Правда ли, что вас вызывали в администрацию президента РФ и вопрос об отставке Невзлина с вами обсуждал лично Владислав Сурков?
- Нет, Сурков меня не вызывал. Я у Суркова не был. Это то, что официально я могу сообщить. Но я, конечно же, консультировался с администрацией президента и с правительством по этому вопросу, потому что возникали разные варианты разрешения сложившейся ситуации. Ведь к тому времени истекли даже и те официальные 30 дней, которые положено быть на больничном. От Леонида Невзлина я, к сожалению, не получил никаких документов, объясняющих его длительное отсутствие на работе. В этой ситуации нужно было что-то срочно предпринять.
Я консультировался и с моими коллегами, и с несколькими коллегами в правительстве, и мы выбрали самый демократический путь. Мы решили созвать заседание ученого совета РГГУ. Это было тяжелым шагом для меня, тяжелым решением для ученого совета. В итоге же ученые благодарили меня позже: дескать, хорошо, что министр пришел, по-честному выступил и разъяснил свою позицию┘ Так что я думаю, было выдано самое демократическое решение.
- Но в результате отставки Невзлина не только РГГУ, но и все высшее гуманитарное образование может лишиться очень серьезной финансовой поддержки. Да и не только гуманитарное┘
- Я не слышал о том, что может измениться что-то во взаимоотношениях ЮКОСа и университета. Насколько я знаю, новое руководство ЮКОСа, наоборот, заявило, что будет продолжать поддерживать университет. Более того, были консультации у Юрия Николаевича Афанасьева (почетный президент РГГУ. - Н.С.) с руководством ЮКОСа, и компанией было подтверждено, какие направления она будет поддерживать. Материальную поддержку окажут преподавателям, материальной базе вуза, библиотечному процессу, обновлению филиалов вуза в регионах. При этом было замечено, что ЮКОС не будет действовать по принципу - изменение содержания гуманитарного образования в обмен на деньги. Юрий Афанасьев категорически против такого подхода. В минувший четверг он еще раз эту позицию на встрече с представителями ЮКОСа обозначил.
То есть, еще раз подчеркиваю, содержание образования остается в компетенции ученого совета вуза. Слишком стандартизировано содержание гуманитарного образования у нас в стране. И если какой-то вуз захочет изменить структуру гуманитарного образования или даже содержание какого-то предмета, он будет просто лишен государственной аккредитации.
- И все-таки если так случится, что ЮКОС вдруг перестанет финансировать гуманитарное образование, вы представляете масштаб ущерба?
- Мы даже этот вопрос не обсуждаем┘ ЮКОС не отказался финансировать. Что обсуждать "вдруг"!