Инициатива, о которой идет речь, по времени совпала с обсуждением в Госдуме проекта бюджета-2004, одной из самых спорных статей которого стало предложение Минобороны и Минфина перестать тратить вырученные от реализации высвобождаемого военного имущества (ВВИ) деньги на покупку квартир для семей военнослужащих, а направлять эти суммы в бюджет и тратить их на закупки нового вооружения.
Между тем, по мнению экспертов, речь идет всего лишь о полумиллиарде рублей, которых может хватить лишь на покупку полутора танков (сравните с около 1400 квартир). Такое положение вещей в отрасли, где ежегодно высвобождается на миллиарды долларов имущества, кажется странным.
Все дело, видимо, в том, что генералы не хотят расставаться с потенциальными доходами. Сейчас они практически бойкотируют с 1997 года законодательно закрепленный механизм реализации ВВИ.
И теперь группа депутатов, среди которых, конечно же, есть и генералы (к примеру, Андрей Николаев), с помощью нового законопроекта пытаются закрепить де-юре то положение вещей, которое существует де-факто.
Все бы хорошо. Но вот главным действующим лицом всех этих перемен, по замыслу депутатов, должны стать "федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба", то есть главным образом Минобороны. Видимо, очень не хочется отставным генералам передавать ВВИ в Минимущество. Они желают сами рулить. А о том, как ведомство расправляется с собственным имуществом, красноречиво свидетельствуют уголовные дела, в которых фигурируют не слишком чистые на руку генералы.
Рабочая группа заинтересованных товарищей, создавшая законопроект, тщательно прописала, что именно и каким образом должно быть реализовано, утилизировано, ликвидировано. И даже особо отметила, что данное творчество основано на российском законодательстве и никак ему не противоречит.
Это они лукавят - еще как противоречит. Причем не одному федеральному закону. Например, Конституции, где говорится, что управление федеральной собственностью осуществляет правительство РФ, а вовсе не "федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба". Это недоразумение прописано как раз в том самом предложении, где генералы пытаются узаконить существующий непорядок в реализации и утилизации ВВИ: вместо того чтобы передавать его уполномоченному государственному органу, военные сами будут пытаться продать ВВИ. А то, что не продается, будут передавать на баланс муниципалитетов.
Противоречит законопроект и статьям Гражданского кодекса, по которым имущество, закрепленное за унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения, не может быть передано другому собственнику и вообще таким имуществом нельзя распоряжаться по своему усмотрению.
Есть еще серьезные противоречия законопроекта "Основам государственной политики РФ по военному строительству до 2010 года", где прямо оговорено, что всю утилизацию, реализацию и ликвидацию вооружения следует поручать не Вооруженным силам, а федеральным органам исполнительной власти. В данном случае - это Минимущество РФ.
Трудно предположить, что депутаты, уже в четвертый раз инициировавшие столь странный законопроект, не знают законов и не знакомы с перечисленными документами и тремя отрицательными заключениями проекта закона правительством РФ.
Между тем порядок, установленный уже существующим законодательством, прост и ясен. Минобороны проводит ежегодную инвентаризацию, выявляя объекты для высвобождения. Если в одном округе чего-то избыток, а в другом его недостаток, имущество направляется нуждающимся. На оставшееся составляется перечень, который представляется собственнику федерального имущества - Минимуществу РФ. И только это ведомство вправе принять решение о передаче имущества другой федеральной структуре или его реализации в порядке, установленном правительством России. Вырученные деньги направляются на социальные программы для военнослужащих.
Казалось бы, чего проще. Ан нет. За последний год, например, до государственного продавца дошел лишь половинный список объектов ВВИ. Возможно, все сливки (самые дорогие объекты) остались в распоряжении Минобороны и их коммерческих "агентов". Так вот именно эту схему и предлагается узаконить. Вместо того, чтобы навести в сфере реализации высвобождаемого военного имущества порядок в соответствии с действующим законодательством.