Ученик 11-го класса Александр Бочанов из Ханты-Мансийского автономного округа погиб на военных сборах. На прошедшей вчера пресс-конференции родители Саши Бочанова рассказали, что, вернувшись 1 сентября из школы, их сын сообщил, что класс отправляется на военные сборы в военно-спортивный лагерь "Чайка" в поселке Пионерский Советского района. 5 сентября Саша должен был вернуться, но вместо этого в дом Бочановых пришли милиционеры и предложили родителям проехать на опознание. Как выяснилось позже, в последний день сборов организаторы устроили 12-километровый марш-бросок в противогазах, причем сразу после ужина. За 200 м до финиша у Александра начались желудочные спазмы и рвота, он не успел снять противогаз и попросту захлебнулся рвотными массами. Врача рядом не оказалось, а неквалифицированный фельдшер не смогла провести реанимацию.
С первых дней трагедии родители Александра, по их словам, столкнулись с нежеланием давать ход расследованию его гибели. Никакого разбирательства, говорят они, по факту гибели школьника не было, в возбуждении уголовного дела отказано.
Через журналистов ханты-мансийской газеты "Первое сентября" Бочановы обратились к депутатам Госдумы с просьбой помочь провести расследование гибели их сына. По словам адвоката Бочановых Константина Лопушанского, смерть Александра наступила в результате противоправных действий ряда должностных лиц: "В нарушение Закона "О воинской обязанности" сборы проводились не в конце учебного года, а в начале и без предварительной медкомиссии. К ученикам были применены незаконные требования и завышенные нормативы по физподготовке". По словам адвоката, начальник 2-го отдела райвоенкомата подполковник Заватский, ответственный за проведение сборов, лично отдал приказ о начале марш-броска в 20.30 и лично давал команду "газы", причем он не мог не знать, что это идет вразрез с действующими нормативными актами.
Депутат Госдумы Ирина Хакамада направила ряд запросов в Генпрокуратуру, Минобразования и Минобороны. В результате прокуратура автономного округа возбудила уголовное дело по факту гибели, а Министерство образования направило во все местные подразделения распоряжения с требованием четко следовать всем ранее утвержденным нормативным актам. Минобороны на запрос пока не отреагировало.
"Есть какой-то парадокс в государственной политике и линии Минобороны, - сказала на пресс-конференции Ирина Хакамада. - Месяц назад Минобороны провело в Госдуме поправку к Закону "Об образовании", в соответствии с которой проведение НВП и военных сборов для школьников становится обязательным. Причем финансирование военной подготовки ложится на бюджет Минобразования. Все это происходит на фоне разговоров о переходе на профессиональную армию. Но с предстоящей службой в армии военная подготовка не увязывается. Это скорей нужно для формирования новой российской патриотической идеологии. Мы начинаем возвращаться в прошлое, когда одним из главных методов воспитания молодежи считалось военно-патриотическое воспитание. В первую очередь в этом заинтересована та политическая элита, которая собирается выстроить некий вариант "пиночетовщины". С одной стороны - диктатура, но без стадионов и расстрелов, с другой - либеральные реформы с развитой экономикой".