Сотрудник 'Федерации интерне - образования' Гаджи Махтиев считает, что социальные программы ЮКОСа способствуют построению в России гражданского общества.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
О том, что НК ЮКОС помимо своей производственной деятельности ведет целый комплекс социальных программ, впервые широкой общественности стало известно 3 октября с.г., когда люди с автоматами нагрянули в подмосковный лицей-интернат "Коралово", принадлежащий компании. Здесь, напомним, обучаются дети погибших военнослужащих и особо одаренные, которых готовят по специальным учебным программам. Вчера представители общественной организации "Открытая Россия" и других некоммерческих организаций рассказали журналистам о том, какие еще проекты финансирует ЮКОС.
Как рассказала гендиректор автономной некоммерческой организации "Интерньюс" Манана Асламазян, НК ЮКОС оказывает поддержку сотням социальных, образовательных, просветительских проектов по всей стране на сумму более 50 млн. рублей в год. По ее словам, большинство социальных проектов финансируется из корпоративных средств, а "Открытая Россия" - это фонд, в который вкладывают личные деньги Михаил Ходорковский и другие акционеры ЮКОСа. "Мы раньше никогда не считали реализованные проекты, но перед этой конференцией я специально подняла цифры, - сказала Манана Асламазян. - За последние два года "Открытая Россия" профинансировала 27 крупных социальных проектов на общую сумму 420 млн. рублей. Среди них: создание компьютерных публичных библиотек в сельских регионах, литературный конкурс Букер, передвижная версия мюзикла "Норд-Ост", программа обучения школьных учителей современным информационным технологиям и другие".
В свою очередь, исполнительный директор фонда некоммерческих программ "Династия" Елена Чернышкова выразила опасение, что "то, что сейчас происходит с ЮКОСом, способно отвратить состоятельных людей, меценатов от занятия благотворительностью". "Происшедшее с Михаилом Ходорковским произвело на нас пугающее впечатление", - заявила Чернышкова.
По общему мнению выступавших, реализация социальных программ скорее всего не остановится, но темпы ее, очевидно, замедлятся. Во многих проектах доля финансового участия ЮКОСа составляла 30 и более процентов и, по словам директора российского представительства "Фонда помощи благотворительным организациям" Ольги Алексеевой, "в случае неблагоприятного развития ситуации, в отсутствие лидера, который вел всех за собой, реализовывать большинство проектов будет сложней". В обществе, по словам Алексеевой, "бытует неправильное мнение, что если все отнять и поделить, то все станут богатыми. Нет, богатыми станут те, кто будет делить..."
Отвечая на вопрос корреспондента "НГ", почему Ходорковский, находясь в тюрьме, отдельно настаивал на продолжении интернет-проектов, пресс-секретарь "Федерации интернет-образования" Гаджи Махтиев сказал, что "речь идет не столько об интернет-образовании, сколько о построении в России либерального гражданского общества. Интернет только способствует этому, так как дает возможность людям, в первую очередь молодежи в регионах, получать самую полную и альтернативную информацию. И для Ходорковского важно дать людям такую возможность. Сделать их информационно свободными".