Ростовский областной суд приступил к предварительным слушаниям по делу чеченского боевика Доку Джантемирова, который обвиняется в обстреле вертолета Ми-26Т, похоронившего под своими обломками 127 российских военнослужащих. Прошлогодняя авария, случившаяся в небе над Ханкалой 19 августа 2002 года, уже вошла в историю армейской авиации как крупнейшая катастрофа.
На след подозреваемого в исполнении теракта чеченской милиции удалось выйти в январе 2003 года, после ареста одного из лидеров грозненских ваххабитов эмира Шамсутдина Салаватова, который и назвал имя сбившего Ми-26. Им оказался 29-летний уроженец Грозного Доку Джантемиров, скрывавшийся под видом беженца в ингушской станице Слепцовская. В ходе следствия было установлено, что Джантемиров входил в джамаат Старопромысловского района Грозного. Он воевал против федеральных сил еще в первую чеченскую кампанию, участвовал в басаевском походе на Дагестан, противостоял федералам во время последней контртеррористической операции.
Уже на первых допросах боевик сознался, что в компании еще четырех человек (сейчас они в федеральном розыске) принимал участие в обстреле вертолета. По плану боевиков двое из них должны были стрелять из ПЗРК, один - ждать в машине, еще двое - снимать стрельбу на видео для отчета перед заказчиками теракта. Следственный эксперимент подтвердил непосредственную причастность Джантемирова к авиакатастрофе: боевик точно указал свою огневую позицию, где и был найден использованный переносной комплекс "Игла". Из показаний чеченца следовало, что он беспрепятственно проник в полуразрушенную пятиэтажку, расположенную в нескольких километрах от аэродрома "Ханкала", откуда и произвел точный выстрел. Джантемиров также сообщил, что заказчиком теракта был Шамиль Басаев.
Помимо обвинений в совершении теракта Доку Джантемирову инкриминируется целый букет статей, включая "бандитизм", "убийство", "участие в незаконном вооруженном формировании", "хранение оружия", "посягательство на жизнь сотрудников правоохранительных органов", "умышленное уничтожение или повреждение имущества". Если вина боевика будет доказана, ему грозит пожизненное заключение.
Кроме Джантемирова, за трагедию под Ханкалой отвечает и подполковник Анатолий Кудяков, который выполнял обязанности командира сводного вертолетного полка Объединенной группировки войск на Северном Кавказе. Процесс над ним также проходит в Ростове. Кудяков обвиняется в халатности и в нарушении правил полетов. По версии следствия, подполковник нарушил правила грузоподъемности, допустив на борту Ми-26Т размещение 147 пассажиров при норме 80. Помимо этого прокуратура посчитала, что подполковник не имел права выпускать вертолет без положенного в таких случаях боевого сопровождения, а также должен был обеспечить охрану подлетов к аэродрому. Сам Анатолий Кудяков категорически отрицает свою вину.
Ростов-на-Дону