Действия силовиков против ЮКОСа вчера переросли в настоящую войну. Как заявил журналистам замгенпрокурора России Владимир Колесников, он не исключает предъявления новых обвинений руководителям нефтяной компании "за ряд совершенных ранее преступлений". "Я лично не хотел бы, чтобы Ходорковский сидел за решеткой... Но не надо жульничать, мошенничать - за все придется отвечать", - заявил замгенпрокурора. О том, что следствие настроено более чем жестко, говорит и тот факт, что в тот же день был переведен из одного изолятора в другой глава МЕНАТЕПа Платон Лебедев. Из СИЗО ФСБ "Лефортово", который считается сравнительно комфортабельным в ряду подобных заведений, его перевезли в перенаселенную подследственными "Матросскую Тишину". А апофеозом вчерашнего дня стали обыски в банке МЕНАТЕП - Санкт-Петербург. О том, что они связаны с делом Лебедева, заявили в Управлении информации и общественных связей Генпрокуратуры.
Вчера же на пресс-конференции, состоявшейся после встречи с премьер-министром Литвы Альгирдасом Бразаускасом, главе российского правительства Михаилу Касьянову пришлось вновь коснуться темы ЮКОСа. Литовских журналистов интересовал вопрос, может ли скандал в России отразиться на работе Мажейкяйского нефтеперерабатывающего завода, где ЮКОС является крупнейшим акционером. На что Михаил Касьянов ответил: "Не отразится. Все у вас будет хорошо. Я так понимаю, что компания и сейчас работает достаточно эффективно и не менее эффективно будет работать в будущем".
Ранее российский премьер уже дважды публично высказывался по поводу происходящего вокруг нефтяной компании, после чего подвергся критике со стороны Генпрокуратуры. 8 июля, находясь в поездке по Якутии, Михаил Касьянов публично усомнился в целесообразности ареста совладельца ЮКОСа и главы МЕНАТЕПа Платона Лебедева. Тогда ряд наблюдателей отмечали, что Касьянов скорее всего защищает не столько ЮКОС и его совладельцев, сколько деловой климат в стране. А 24 июля, будучи в рабочей поездке по Новосибирской области, премьер заявил, что "ситуация вокруг нефтяной компании ЮКОС не идет на пользу имиджу страны и негативно влияет на настроение инвесторов". При этом глава правительства подчеркнул, что не склонен связывать напрямую ситуацию на рынке с акциями компании и арест Платона Лебедева. Михаил Касьянов также отметил, что его позиция по вопросу о действиях в отношении Лебедева не изменилась: "Какие бы следственные действия ни происходили, подозрение в совершении экономического преступления не должно являться основанием для ареста и заключения под стражу".
Спустя четыре дня после этого заявления ГП провела пресс-конференцию на тему "Актуальные уголовные дела Генеральной прокуратуры". На ней замначальника Управления информации и общественных связей ГП Наталья Вишнякова заявила: "Высказывания Михаила Касьянова относительно меры пресечения по подозрению в экономических преступлениях, мягко говоря, некорректны. А если говорить по-другому, то, наверное, это можно рассматривать как давление на суд, потому как именно суд выносит решение о заключении человека под стражу. Принцип разделения властей у нас в стране действует уже давно. Каждая власть должна заниматься своим делом и не вмешиваться в деятельность другой ветви власти". Несмотря на этот выговор, у премьера хватило смелости еще раз высказаться по поводу ЮКОСа.
Тема ЮКОСа вчера имела продолжение в Техническом переулке (столичный район Лефортово), где находится Следственное управление Генпрокуратуры. Здесь отец Иоанн (Драган), иерей храма Троицы Живоначальной на Воробьевых горах, получил разрешение на свидание со своим духовным сыном, начальником четвертого отдела внутренней экономической безопасности ЮКОСа Алексеем Пичугиным. Адвокат Пичугина Татьяна Акимцева рассказала корреспонденту "НГ": "В Генпрокуратуре со священником обходились очень вежливо. Ему заявили, что беседовать с ним не будут, а просто дадут разрешение на свидание. По словам священника, он пробыл в Генпрокуратуре 5-10 минут".
Ранее Татьяна Акимцева сообщила журналистам, что отец Иоанн вызван в Генпрокуратуру. В некоторых СМИ появились сообщения, что священнослужителя собираются допрашивать, что противоречит УПК. Однако замруководителя Управления информации и общественных связей ГП Наталья Вишнякова опровергла эту информацию и заявила, что батюшку действительно пригласили к полудню в Генпрокуратуру, но лишь для того, чтобы выдать разрешение на свидание с Алексеем Пичугиным. "Ни о каком допросе речи не идет", - заявила Вишнякова.
"Отец Иоанн знает Алексея Пичугина уже более десяти лет, он не просто его духовный наставник, но и друг семьи, - рассказала Татьяна Акимцева. - Алексей ходит к нему исповедоваться. И, узнав, что его духовный сын хочет повидаться с ним, отец Иоанн попросил у следователей разрешить свидание с Алексеем". Просьбу разрешить свидание отец Иоанн написал еще три недели назад. "На прошлой неделе они официально отказали ему в свидании, а на этой неделе ему позвонил следователь Юрий Буртовой и попросил прийти в Следственное управление. И совершенно неожиданно отцу Иоанну дали разрешение на свидания. Я думаю, что благодарить за это надо СМИ", - сказала корреспонденту "НГ" Татьяна Акимцева.
Адвокат пояснила, что, согласно ст. 56 УПК РФ, священнослужители "не подлежат допросу в качестве свидетеля по обстоятельствам, ставшим ему известными из исповеди". Кроме того, ст. 3 закона о свободе совести и религиозных объединениях гласит: "Тайна исповеди охраняется законом. Священнослужитель не может быть привлечен к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали известны ему из исповеди".
Вчера же представители Генпрокуратуры сделали еще ряд заявлений относительно дела ЮКОСа. Как сообщило агентство РИА "Новости", на встрече с журналистами замгенпрокурора России Владимир Колесников не исключил возможности предъявления обвинений некоторым руководителям ЮКОСа "за ряд совершенных ранее преступлений". Так, по его словам, "у прокуратуры есть серьезные претензии к ряду руководителей, в том числе ЮКОСа".
При этом замгенпрокурора отверг обвинения в необоснованности преследований ЮКОСа. "Мы считаем несостоятельными все разговоры о том, что прокуратура якобы занимается пересмотром итогов приватизации, разваливает прозрачные компании, тормозит приток инвестиций. Все это - от лукавого", - заявил Колесников. "Я лично не хотел бы, чтобы Ходорковский сидел за решеткой. Я хочу, чтобы наши предприниматели были лучшими в мире. Но не надо жульничать, мошенничать - за все придется отвечать", - заявил замгенпрокурора.
О намерении повторно допросить Михаила Ходорковского говорил в понедельник и первый замгенпрокурора Юрий Бирюков. По его словам, в ходе расследования касающихся деятельности ЮКОСа уголовных дел у следствия появились новые вопросы к руководителю нефтяной компании. В свою очередь, Михаил Ходорковский, говоря о намерении повторно допросить его, заявил: "То количество дел, которые были начаты против различных сотрудников и акционеров компании, дает широкое поле для возможности задавать вопросы всем остальным сотрудникам и акционерам компании. Так что с удовольствием на любые вопросы ответим". При этом предприниматель в очередной раз указал на прозрачность своей компании, а также сказал, что ЮКОС "проходит порядка тысячи проверок каждый год... В этом году, как это, может, ни удивительно прозвучит, этих проверок даже несколько меньше. По крайней мере - пока, по сравнению с предыдущими годами".
Обстановку в компании после возбуждения уголовных дел в отношении ее топ-менеджеров глава ЮКОСа оценил так: "Те события, которые происходят вокруг сотрудников и акционеров компании, естественно, портят нервы соответствующим сотрудникам и акционерам. Возможно, и не только им. В то же время непосредственно против компании сейчас никаких экстраординарных действий не предпринимается, мы ведем обычные дискуссии с налоговой инспекцией по толкованию законодательства, но это у нас проходит всегда".
Что касается расследования уголовных дел в отношении сотрудников ЮКОСа, то Генпрокуратура рассчитывает "в рекордные сроки" закончить работу по делу обвиняемого в неуплате налогов Василия Шахновского. По словам Юрия Бирюкова, следователи также работают "в отношении других руководителей нефтяной компании, которые имели баснословно крупные доходы и уклонялись от уплаты налогов". "В ходе последних обысков изъято большое количество документов, которые нуждаются в тщательном изучении, - сообщил замгенпрокурора. - Сейчас над ними работают эксперты и определяют направления, по которым ответственные лица уклоняются от уплаты налогов компании ЮКОС. В результате выяснилось, что они уклонялись не только как компания ЮКОС в целом, но еще и как физические лица. И чтобы не затягивать ход расследования, мы выделяем отдельные эпизоды и готовим их для передачи в суд". Замгенпрокурора пообещал, что имена упомянутых людей из руководства компании будут обнародованы, как только станут известны в ходе следствия. Таким образом, как отмечают наблюдатели, создается уникальный прецедент, когда в короткое время заводятся уголовные дела практически на всех топ-менеджеров крупнейшей корпорации.
Вчера в пресс-службе МФО МЕНАТЕП опровергли информацию об обысках в банке "МЕНАТЕП СПб". "Никакой проверки, обысков и выемки документов, связанных с делом Платона Лебедева, не было. В центральном офисе банка в Санкт-Петербурге проходит рутинная проверка, обычная выемка документов банка. По нашей информации, у налоговых органов претензий к банку МЕНАТЕП в Санкт-Петербурге нет. И эта проверка скорее всего закончится ничем", - утверждают в пресс-службе МФО МЕНАТЕП. А руководитель пресс-службы банка "МЕНАТЕП СПб" Александр Ткачев сообщил журналистам, что проводящаяся в банке проверка связана с деятельностью одного из банковских клиентов, который не называется. "Это не нефтяная компания ЮКОС и проверка не имеет отношения к делу Платона Лебедева", - заявил Ткачев.
По странному стечению обстоятельств, именно когда прокуратура и глава нефтяной компании обменивались заявлениями, стало известно о том, что у ЮКОСа возникли проблемы с другим государственным ведомством - на сей раз с Министерством природных ресурсов (МПР). В структуре министерства создается управление по мониторингу выполнения условий лицензий, которое будет проверять крупнейшие нефтегазовые компании страны. Первыми объектами проверок станут ЮКОС, а также западные "Шелл" и "Эксон Мобил".
Насколько выбор объектов связан с атаками силовиков, пока неизвестно, однако любопытен факт: и "Шелл", и "Эксон Мобил" неоднократно назывались в качестве возможных претендентов на покупку акций ЮКОСа. Президент "Эксон Мобил" Ли Реймонд даже приезжал в Москву на недавний Давосский экономические форум, чтобы встретиться с Михаилом Ходорковским. У "Шелла" же уже возникали проблемы с Минприроды - в июле с.г., как только появилась версия о том, что именно "Шелл" хотела приобрести долю в объединенной компании "ЮКОССибнефть", МПР заявило, что рассматривает вопрос об отзыве у дочерней компании "Шелл" лицензии на разработку трех месторождений Салымской группы.