Первый детский вытрезвитель открылся в Москве в Юго-Западном административном округе. В отличие от аналогичных заведений для взрослых пациентов здесь не отправляют восвояси наутро, а оставляют под опекой врачей до полного исцеления - как физического, так и душевного.
О проблеме детского алкоголизма в России специалисты впервые заговорили в начале 90-х гг. И с каждым годом этот социальный недуг прогрессирует: как показывает статистика, за последние 10 лет количество детей и подростков, систематически употребляющих алкоголь, увеличилось почти в три раза. Создание в столице стационара для страдающих алкоголизмом детей можно расценивать как первую серьезную попытку хоть как-то исправить ситуацию.
Центр для несовершеннолетних пьяниц создан на базе московского наркологического диспансера # 12, расположенного на улице Шверника. По словам заместителя главврача диспансера Ины Баушевой, "стационарное отделение - это не вытрезвитель, хотя дети попадают сюда с улицы. Некоторые 12-13-летние пациенты потребляют спиртное не один год и нуждаются в серьезном лечении". В работе с малолетними алкоголиками, считает Баушева, "главная задача врача-нарколога провести с ребенком комплексную медицинскую и психологическую терапию, чтобы после выхода из лечебницы у него не возникло желания снова употреблять алкоголь. Но убрать психологическую зависимость от алкоголя намного трудней, чем физическую, особенно у детей. Это требует длительной работы наркологов, психологов, а иногда и психиатров. За день-два этой проблемы не решить".
Алкоголь в жизни ребенка, по мнению Ины Баушевой, появляется, когда он безуспешно пытается найти свое место в окружающей его социальной среде. Причины давно известны: отсутствие родительской любви, семейного тепла, невозможность найти контакт со сверстниками, а алкоголь как антидепрессант давно и прочно вошел в нашу жизнь. По словам детских наркологов, если у взрослого человека переход от пьянства к алкоголизму занимает 5-10 лет, то у ребенка формирование хронического алкоголизма происходит в 3-4 раза быстрее. Кроме того, в подростковом возрасте устойчивость центральной нервной системы к действию алкоголя снижена, вследствие чего происходят глубокие и необратимые процессы ее разрушения. "Лечить таких детей крайне сложно, - считает Ина Баушева. - В отличие от взрослых у них нет "позитивной исторической памяти" о моментах, к которым хотелось бы вернуться: счастливая семья, любимая работа, благополучная жизнь. Ребенок необратимо подходит к моральному разложению личности".