На минувшей неделе МВД РФ и Комитет по финансовому мониторингу (КФМ) России выступили с инициативой ужесточения уголовной ответственности за легализацию доходов, полученных преступным путем. По словам главы МВД Бориса Грызлова, как передало агентство РБК, на встрече с председателем КФМ Виктором Зубковым было принято решение инициировать отмену в статье 174 Уголовного кодекса (легализация доходов, полученных преступным путем) нижнего предела суммы, с которой возникает уголовная ответственность. В настоящее время он составляет 2 тыс. МРОТ, или 1 млн. 200 тыс. руб.
Это решение было озвучено вскоре после того, как в Москве прошло заседание рабочей группы Международной организации высших органов финансового контроля по борьбе с легализацией незаконных доходов. Выступая на заседании, глава Счетной палаты РФ Сергей Степашин обнародовал статистические данные по нелегальному вывозу капитала из России, которые повергли присутствующих если не в шок, то, во всяком случае, в глубокое уныние. Так, по его словам, в результате незаконного увода денег за рубеж российский бюджет каждые пять лет теряет до 60 млрд. долл.
Аналогичные данные, как передал Интерфакс, ранее приводил в беседе с журналистами заместитель секретаря Совета безопасности РФ Вячеслав Солтаганов, отметив, что, например, в 2002 г. из страны было нелегально выведено 12 млрд. долларов. Эти средства практически на треть позволили бы покрыть расходы государственного бюджета, отметил Солтаганов.
Согласно расчетам Совбеза, которые приводит газета "Время новостей" ("ВН"), на сегодняшний день доля теневой экономики в нашей стране составляет 2-2,5 трлн. рублей, то есть около четверти ВВП. Между тем, по оценкам различных экспертов, указывает "ВН", этот показатель еще выше - до 35% ВВП, а специалисты Всемирного банка в своих расчетах ориентируются вообще на 40%.
Россия борется с так называемой неформальной экономикой уже давно, поочередно пробуя то метод кнута, то метод пряника. К последнему можно отнести снижение налогов и амнистию выведенных за рубеж капиталов. Однако результатов (во всяком случае, таких, которыми не стыдно было бы похвалиться) пока нет. Но в том, что национальной экономике давно "пора выйти из тени", добровольно или принудительно, не сомневается никто.
Последние заявления главы МВД говорят о новой активизации усилий власти по созданию общегосударственной системы противодействия легализации доходов. Начало этому процессу 1 февраля 2002 г. положило вступление в действие закона, который определяет порядок контроля за сомнительными финансовыми операциями и предусматривает лишение свободы за финансовые преступления на срок от 10 до 15 лет.
Со своей стороны, "финансовые разведчики", сообщает агентство Прайм-ТАСС, планируют направить президенту России материалы, касающиеся "национальной стратегии противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". По той же информации, в ближайшее время в рамках разработки данной стратегии планируется сформировать комиссию при президенте РФ. По словам главы комитета Виктора Зубкова, передает агентство, в нее войдут представители ведомств, участвующих в борьбе с финансовыми злоупотреблениями, а также Банк России. При комиссии будет создан экспертный совет, в состав которого будут включены ведущие эксперты в этой области, в том числе зарубежные.
Скорее всего борцы с теневой экономикой на нынешнем этапе сосредоточат усилия на конкретных отраслях, ситуация в которых наиболее критична. Что это за отрасли, понятно из данных Госкомстата, приведенных газетой "Время новостей". Согласно официальной статистике, среди производственных секторов экономики "тени" больше всего в сельском и лесном хозяйстве. Здесь нелегально трудятся 2,7 млн. человек, что составляет почти треть от общего числа занятых в "ненаблюдаемой" экономике. Для сравнения: в сфере строительства, которая в последнее время завоевала сомнительную репутацию прибежища нелегальных гастарбайтеров, занято 489 тыс. "теневиков".
Следует отметить, что лесная отрасль уже давно и не без основания привлекает к себе внимание борцов с финансовыми злоупотреблениями. В апреле этого года ситуацией в этом ключевом для национальной экономики секторе пришлось заниматься лично президенту страны на совещании по социально-экономическим проблемам Северо-Западного федерального округа в Санкт-Петербурге.
По поручению руководства страны в конце августа состояние дел в российском ЛПК было подробно рассмотрено на состоявшейся в Архангельске расширенной коллегии МВД РФ. Как было отмечено, по объему злоупотреблений лесная промышленность вот-вот выдвинется на первое место среди всех отраслей российской экономики, а черный рынок лесопродукции может скоро сравняться по масштабам с легальным. При этом к уголовной ответственности за совершенные в отрасли экономические преступления привлекается лишь около 60% правонарушителей.
Представители МВД констатировали необходимость тщательной ревизии экспортных операций производителей целлюлозно-бумажной продукции на предмет соблюдения налогового и таможенного законодательства, а также привлечения к ответственности за организацию "преступных экономических схем".
По мнению наблюдателей, начать наводить порядок в лесной отрасли могут с крупнейшей в РФ лесопромышленной компании "Илим Палп Энтерпрайз" (ИПЭ). Как неоднократно отмечалось в СМИ, в экспортных механизмах этой компании есть много деталей, интересных для правоохранителей.
Так, среднегодовая отпускная цена целлюлозы, экспортируемой подконтрольным ИПЭ Котласским ЦБК (Архангельская область), составляет 263-286,64 долл. за тонну. Эти цифры секрета не составляют, поскольку публикуются самим же производителем.
При этом, как писали издания "Московский комсомолец в Иркутске" и "Дни.Ру", в Европе целлюлоза стоит почти в два раза дороже - 431-436 долл. Таким образом, например, за 2001 год расчетная сумма занижения таможенной стоимости экспортированной ОАО "Котласский ЦБК" продукции составила 5,1 млрд. руб., а за 2002 год - более 4 млрд. рублей. По тем же данным, объем недоплаченных таможенных сборов Котласским ЦБК за 2001 и 2002 годы оценивается в 421 и 394 млн. руб., а объем недоплаченного налога на прибыль - в 1 млрд. 175 млн. и 866 млн. руб. соответственно.
Судя по всему, подобная ситуация характерна и для других предприятий, контролируемых ИПЭ. Так, "МК в Иркутске" и "Дни.Ру" сообщали, что расчетная сумма занижения таможенной стоимости экспортированной продукции ОАО "Целлюлозно-картонная фабрика" (входит в состав Братского ЛПК) составила в 2001 году 2,322 млрд. руб., а в 2002-м - более 3,182 млрд. рублей. Всего же, по данным этих изданий, объем недоплаченных таможенных сборов за 2001 и 2002 годы оценивается соответственно в 190 и 350 млн. руб., объем недоплаченного налога на прибыль - в 473 и 718 млн. руб.
Получается, что, если бы правоохранительные структуры вплотную занялись этими показателями еще в 2002 году, сумма бюджетных потерь за этот период в 12 млрд. долларов, озвученная Вячеславом Солтагановым, похудела бы чуть ли не на 80 миллионов. Почему соответствующие органы не отследили эту общедоступную информацию? Вопрос не праздный - наполнение государственной казны не может не волновать в первую очередь высшую власть.