Более двухсот работников ПО "Усть-Илимский лесопромышленный комплекс" (Иркутская область) приняли участие в митинге протеста против политики руководства предприятия, ведущей, по утверждению митингующих, к "разрушению производства и доведению людей до нищеты". Чтобы привлечь внимание общественности и властей, рабочие организовали палаточный "лагерь протеста".
Как считают на предприятии, такого развития событий можно было ожидать еще летом, когда общая конференция трудового коллектива сформулировала претензии к руководству. Они сводились к двум главным положениям: немедленно повысить зарплату на 30% и начать техническое перевооружение производства. В противном случае участники конференции обещали начать проводить акции протеста.
Один из лидеров лесной отрасли России - Усть-Илимский лесопромышленный комплекс - стал собственностью компании "Илим Палп Энтерпрайз" в феврале 2002 года. Новые владельцы предприятия пообещали коллективу техническое перевооружение и улучшение материального положения. Прошло полтора года, и у ворот комплекса появился палаточный лагерь, в котором живут работники целлюлозного завода, варочного цеха и других подразделений ЛПК.
Первые 6-7 месяцев после прихода на комплекс новых хозяев коллектив сохранял спокойствие. Несмотря на то что, как писали СМИ, зарплата на предприятии - одна из самых низких в Иркутской области, а износ оборудования достиг 60%. Сибиряки, как люди основательные, понимали, что на все нужно время. Изменения начались - но не те, на которые они рассчитывали. Различные СМИ, в том числе агентства Прайм-ТАСС, Дни.Ру, сообщали, что под лозунгом "оптимизации расходов" на предприятии стали избавляться от "лишних" работников. Десятки людей были уволены, их работу возложили на оставшихся, но, по данным издания Дни.Ру, денежной компенсации за "расширение зоны обслуживания оборудования" никто не получил.
По той же информации, затем наступила очередь "оптимизации" производственных норм и заданий в сторону их увеличения. Так, основной котел в варочном цехе рассчитан на производство 750 тонн целлюлозы в сутки. Прежде именно этот показатель и являлся плановым. Его пересмотрели. Теперь новый рубеж - 860 тонн целлюлозы в сутки. Котел, которому уже много лет, такой нагрузки не выдерживает. А это соответствующим образом отражается на премии, которую рабочие должны получать в случае выполнения плана.
Первые признаки недовольства проявились год назад. На профсоюзных собраниях в цехах люди потребовали от владельцев предприятия выполнения обещанного. Профсоюзные активисты, до того пытавшиеся "по-хорошему" договориться с руководством комплекса, обратились к генеральному директору ЛПК Владимиру Батищеву с резким заявлением. Его ответ, неоднократно процитированный в СМИ, был не менее категоричен: "Мы никого не держим". Последовала новая волна сокращений, которая, как говорят на предприятии, в основном коснулась тех, кто осмелился вслух сказать то, о чем думали все. Но рабочие продолжали стоять на своем. На конференции трудового коллектива профсоюзный лидер УИЛПК Юрий Савинков озвучил главные требования: повышение зарплаты на 30% и выполнение обещаний по техническому перевооружению производства. В противном случае люди оставляли за собой право на расширение акций протеста - вплоть до полной остановки котлов и другого оборудования.
В сентябре более шестисот рабочих основных цехов ЛПК устроили митинг и еще раз повторили свои требования. Не получив ответа, они обратились к депутату Госдумы Сергею Колесникову. Тот, в свою очередь, обратился с депутатским запросом к полномочному представителю президента РФ в Сибирском федеральном округе Леониду Драчевскому и руководителю Государственной инспекции по труду Иркутской области Сергею Коноплеву. Депутат отправил письмо и на имя президента России Владимира Путина, в котором попросил создать независимую комиссию, которая изучила бы ситуацию с соблюдением трудовых, финансово-экономических и иных правовых актов на Усть-Илимском ЛПК. Так, в своих обращениях депутат указал, что компания "Илим Палп" практикует продажу продукции предприятия по себестоимости собственным фирмам, которые в дальнейшем реализуют ее за пределами страны уже по мировым ценам. В результате бюджет города, области и страны недополучает ежегодно сотни миллионов рублей, а работники предприятия жалуются на низкую зарплату.
Появление 8 октября в Усть-Илимске палаточного городка наблюдатели считают закономерным. В нем постоянно, сменяя друг друга, живут по 20 работников ЛПК, а еще более двухсот их коллег по утрам и вечерам приходят к ним с поддержкой акции протеста. Реакция руководства предприятия на эту акцию выразилась в том, что на следующий день после начала забастовки глава ИПЭ Захар Смушкин добился встречи с губернатором Иркутской области Борисом Говориным. По данным сетевого издания Дни.Ру, беседа продолжалась три с половиной минуты. Со ссылкой на окружение губернатора издание высказывает предположение, что Борис Говорин "не намерен поддерживать компанию, которая накаляет социальную обстановку в области".