Вчера были продолжены обыски в структурах нефтяной компании ЮКОС. Следователи приехали в бизнес-центр НК в подмосковной Жуковке и на улицу Дубининскую в Москве, где находится центральный офис компании. Это уже второй визит следователей в Жуковку - 3 октября здесь без "лишних" процедур обыскивали помещения депутата Госдумы Владимира Дубова, неприкосновенность которого гарантирована Конституцией. В тот же день, напомним, люди с автоматами напугали детей в доме-интернате ЮКОСа. Не обошлось без скандала и на этот раз. В Жуковке объектом внимания следствия стал офис Антона Дреля, адвоката главы МЕНАТЕПа Платона Лебедева, содержащегося под стражей. Когда следственная бригада начала обыск, Дрель направлялся на заседание Мосгорсуда, куда поступила его жалоба об изменении меры пресечения Лебедеву. Об обыске адвокат узнал по телефону, ему пришлось все бросить и мчаться в Жуковку. В результате дело Лебедева слушалось в отсутствие его главного защитника. Но, как выяснилось, Антон Дрель торопился напрасно - ни его, ни других адвокатов ЮКОСа на территорию бизнес-центра не пустили. А Мосгорсуд в его отсутствие перенес рассмотрение кассационной жалобы на 15 октября, сославшись на то, что жалоба составлена "недолжным образом".
По официальному заявлению Генпрокуратуры РФ, обыски проводились "в офисах иностранных компаний, подконтрольных НК ЮКОС, в рамках расследования уголовного дела, возбужденного по фактам хищений, причинения имущественного ущерба и уклонения от уплаты налогов". Как пояснил корреспонденту "НГ" дежурный прокурор ГП Василий Глушенко: "Это дело было выделено в отдельное производство из уголовного дела в отношении Платона Лебедева". Необходимость проведения новых обысков в Жуковке представители Генпрокуратуры обосновывали "данными, полученными в ходе предыдущих обысков".
Между тем, как рассказали корреспонденту "НГ" в пресс-службе МФО МЕНАТЕП, "обыски в Жуковке проходят не в офисах иностранных компаний, подконтрольных НК ЮКОС, как утверждают в Генпрокуратуре, а в офисе адвоката Платона Лебедева Антона Дреля. Более того, следователи не допускают Антона Дреля в свой офис и не предъявили ему постановление об обыске".
Вот как прокомментировал ситуацию Генри Резник: "Закон об адвокатской деятельности и адвокатуре допускает проведение следственных действий в помещениях адвоката только на основании судебного решения. И следователь, перед тем как приступить к обыску, должен предъявить это решение адвокату. И обыск должен проводиться в присутствии адвоката. Если все эти нормы не соблюдены, то это грубейшее нарушение УПК".
Выяснить, что происходило непосредственно в здании бизнес-центра в Жуковке, оказалось невозможно: все телефоны в здании были отключены. Адвокат Андрей Тарасов, находящийся в Жуковке, рассказал корреспонденту "НГ": "Несмотря на то что я допущен в дело, что я предъявил свой адвокатский ордер, свое удостоверение, следователь Каримов, в нарушение закона, не открывает ворота и не допускает ни меня, ни других адвокатов к участию в следственных действиях. Все эти нарушения я уже изложил в телеграмме на имя генпрокурора. Что мы будем делать дальше, будем решать после окончания обыска. Я даже не знаю, что происходит внутри".
Обыски также проходили в помещениях службы безопасности компании ЮКОС в центральном офисе нефтяной компании на Дубининской улице. Как сообщил начальник пресс-службы компании Александр Шадрин, обыск в рабочем кабинете сотрудника службы безопасности Алексея Пичугина закончился около 15.30. По словам Шадрина, "следователи изъяли несколько служебных документов, которые носят абсолютно формальный характер. Это должностная инструкция Алексея Пичугина, отчет о работе и штатное расписание сотрудников его отдела". Как утверждает Александр Шадрин, с момента ареста Пичугина его рабочий кабинет обыскивали уже в третий раз. "Абсолютно непонятно, какое отношение имеют изъятые в четверг документы к тем деяниям, которые инкриминируют Алексею Пичугину. Это может наводить на единственную мысль о том, что за 3,5 месяца следственных действий прокуратура так и не смогла найти ни одной улики, подтверждающей его вину, и пытается в поисках улик идти по третьему кругу", - заявил начальник пресс-службы ЮКОСа.