Молодые леворадикалы были самыми активными участниками уличных акций.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Пенсионеры, отставные военные, молодые люди. Всего около полутора тысяч человек, не теснясь, уместились 3 октября на площадке перед памятником Ленину на Калужской площади. Над головами красные знамена, из репродукторов доносятся державные хиты советских композиторов. "Трудовая Россия" и сочувствующие собрались отметить 10-летие октябрьских событий 1993 года, когда после митинга на Калужской толпа двинулась на прорыв к Белому дому. Для скольких марш-93 оказался последним, неизвестно и по сей день.
Нынешний марш к Белому дому был малочисленнее и не предварялся горячими речами. Виктор Анпилов не вышел на трибуну, ограничившись коротким выступлением перед телекамерами. В 17.00 колонна двинулась в сторону Крымского моста. Впереди процессии шли люди с транспарантом. На черном полотнище белая надпись: "Нет прощенья палачам". Следом за транспарантом бортовая "Газель" с репродукторами, затем "Союз офицеров" со знаменами, "Трудовая Россия", "Российская партия коммунистов", "АКМ" и сочувствующие.
При подходе к Крымскому мосту лидер РПК Анатолий Крючков через репродукторы напомнил собравшимся, что "именно здесь колонна прорвала первый кордон ОМОНа и вступила на мост в полной решимости идти до конца". Сойдя с моста, колонна двинулась по частично перекрытому Зубовскому бульвару. Владельцы бутиков и магазинчиков на всякий случай поспешно опускали жалюзи. Возможно, кто-то из них помнил события 10-летней давности, когда весь маршрут манифестантов был усыпан битым стеклом и обертками сникерсов из окрестных ларьков.
На Смоленской площади Крючков напомнил о случившейся здесь стычке со свердловским ОМОНом и о "зверствах ельцинских выкормышей". Тут стоит внести ясность. Противостоял им не ОМОН, а солдатики из Уральского округа внутренних войск. Оказавшись свидетелем тех событий, корреспондент "НГ" хорошо помнит 18-20-летних парней, которых привезли с Урала в охваченную бунтом Москву и поставили посреди Смоленской площади. Одних. В первую минуту стычки командир был ранен, а его бойцы защищали уже не столько подступы к Белому дому, сколько свою жизнь. Стоявший неподалеку ОМОН так и остался в окрестных дворах. В те дни вообще было много странного.
Уже на Горбатом мосту на трибуну вышел Анпилов. Сорванным голосом лидер "Трудовой России" предложил почтить минутой молчания память погибших защитников Белого дома, чьи жертвы, по его словам, были не напрасны. Затем собравшимся огласили резолюцию "Веча народов России". В числе прочих там были пункты с требованиями отмены итогов приватизации и путинского указа о гарантиях бывшему президенту. "Ельцина надо судить! В случае неисполнения этого требования "Вече народов России" объявит Ельцина вне закона и призовет граждан России привести в исполнение приговор, вынесенный ему общественными судами России, - высшая мера наказания! Ельцина в петлю! Ельцина в петлю!.." За принятие резолюции проголосовали, как было объявлено, почти единогласно, с одним воздержавшимся.
На следующий день тем же маршрутом прошли активисты КПРФ. Митинг начался на Калужской площади около 11.30. Выступали Виктор Илюхин, Альберт Макашов, Александр Проханов, Геннадий Зюганов и другие. Над грузовиком-трибуной развевалась растяжка со словами "Правительство - в отставку". Собравшиеся довольно вяло реагировали на происходящее, так как никто из выступавших не делал резких заявлений. Все лозунги были известны: "Нет грабительской реформе ЖКХ", "Олигархи и чиновники - главные враги трудового народа", а заканчивались выступления призывом "Пора менять власть!". Речь Альберта Макашова была короткой и предельно корректной. Самое страшное ругательство, которым генерал наградил тех, кто не разделяет его позицию, - "гады". Александр Проханов был единственным, кто не стал говорить о "грабительских реформах", а напомнил, что надо помнить о погибших. Во время пламенной речи Зюганова Макашов раздавал за трибуной автографы и фотографировался, а Проханов общался с единомышленниками, периодически прикладываясь к армейской фляжке, которую ему настойчиво предлагали соратники.
После митинга демонстранты двинулись по маршруту "Трудовой России" к Белому дому. Шествие возглавляла все та же "Газель" с репродукторами, которые на этот раз транслировали траурную музыку. Следом шли люди с фотографиями погибших защитников Белого дома. Со стороны шествие напоминало траурную процессию. И некоторые прохожие встревоженно спрашивали у демонстрантов: "Что происходит?" А получив ответ, облегченно вздыхали:"А я думал, случилось что-то". Хозяева дорогих иномарок в спешном порядке перегоняли свои автомобили во дворы. Зеваки помоложе веселились: "Пенсионный фонд на улицу вывели".
У памятного креста возле Белого дома анпиловцы возложили венки и устроили "факельный митинг", коммунисты отслужили панихиду, на митинге ЛДПР лимоновцы на закидали Владимира Жириновского мороженым.