Вчера завершилась эпопея с напугавшей всех болезнью премьера правительства Чечни Анатолия Попова. Спецрейсом на военно-транспортном самолете Анатолий Попов отбыл из аэропорта "Чкаловский" в Моздок.
В этой истории оказалось немало странного. По утверждению весьма информированных источников в Минобороны РФ, премьера Чечни все же лечили не в ЦКБ, а в Главном клиническом военном госпитале им. Николая Бурденко. Во всяком случае, именно там применяются самые современные методики и медицинские препараты для вывода токсинов из организма человека. В МО РФ корреспонденту "НГ" заявили, что информация о том, что Попов помещен именно в ЦКБ, была распространена по соображениям секретности.
В понедельник появились сообщения о заметном улучшении здоровья Анатолия Попова, однако на следующий день рано утром советник председателя правительства Чечни Алексей Васин сообщил, что состояние здоровья Попова резко ухудшилось: "У него появились те же симптомы, которые были в первые часы заболевания". Собрался еще один консилиум врачей и вновь проведен курс интенсивного лечения. По-видимому, проведенные процедуры дали положительный результат.
Помощник Анатолия Попова Сергей Никитин, находившийся вместе с ним в Москве, отказался комментировать "НГ" состояние здоровья премьера, заявив, что Анатолий Попов отдает все необходимые указания министрам правительства по телефону, а уже в среду выйдет на работу.
По-видимому, спешка, с которой Попов покинул московское лечебное учреждение, могла быть вызвана заявлением Ахмада Кадырова: "Я не доктор, который его осматривал, - заявил Кадыров. - Я сказал ему: если ты собираешься долго лечиться, напиши распоряжение о назначении исполняющего обязанности главы правительства Чечни. Он мне ответил, что во вторник вернется на работу". Неприветливый тон Ахмада Кадырова может свидетельствовать о натянутых отношениях между исполняющим полномочия президента Чечни и назначенным премьером из Москвы. Напомним, что "НГ" в предыдущем номере писала о том, что именно Ахмад Кадыров хотел лично контролировать финансовые потоки, направленные из федерального Центра в Чечню, но в итоге этим занялся Анатолий Попов. Это могло послужить одной из причин напряженности в отношениях.
После госпитализации Анатолия Попова Ахмад Кадыров ясно дал понять, что Попов может не выходить на работу, лишь бы передал свои полномочия другому лицу.
Надо заметить, что официального указа о передаче Поповым своих обязанностей кому-либо не было. Как сообщили "НГ" в пресс-службе чеченского правительства, фактически премьерские полномочия исполняет министр труда и социального развития Магомед Вахаев, кстати, даже не являющийся вице-премьером.
"Ничего не изменилось от того, что Попов был или Попова нет, - заявил "НГ" кандидат в президенты Чечни Шамиль Бураев. - Попов вел агитацию в пользу Кадырова, проводя выездные заседания правительства во всех районах. Все правительство, весь аппарат кабинета министров Чечни и в его отсутствие занимается тем же. У министров нет других дел, как за Кадырова агитировать. Других задач перед ними никто не ставит. И в отсутствие Попова, и когда он на месте, всем в республике все равно заправляет Кадыров".
Вопрос о том, являлась ли госпитализация премьера Чечни следствием отравления ядом, остается пока открытым. Не назвавший себя представитель службы безопасности премьера Чечни сообщил Интерфаксу: "Нет никакого сомнения, что это отравление ядом, что подтверждают врачи в Москве и ранее подтвердили врачи в Чечне". При этом, как ни странно, чеченская прокуратура, по словам возглавляющего ее Владимира Кравченко, не видит оснований для возбуждения уголовного дела по факту случившегося с Поповым. По мнению Кравченко, "ни условия приема пищи в Гудермесе (где премьер обедал после открытия ветки газопровода. - "НГ"), ни характер доступа к нему лиц не позволяли умышленно отравить Анатолия Попова".
Это же самое подтвердил осведомленный медицинский военный источник, сообщив "НГ", что в крови Попова не было обнаружено каких-либо специфических ядов. По утверждению одного из осведомленных медицинских военных источников, Попов просто-напросто отравился недоброкачественной водкой. О том, что это вполне возможно, подтвердил "НГ" и Шамиль Бураев: "Попову нужно было меньше водки пить". В то же время на торжествах в Гудермесе Анатолий Попов, надо полагать, пригубил не один. Пострадал же почему-то именно глава правительства.