Пилоты Тахир Ахмеров (на переднем плане) и Алексей Курилович не признают своей вины.
Фото ИТАР-ТАСС
"Человеческий фактор" вчера впервые официально назван главной причиной крушения вертолета Ми-8, в котором погибли губернатор Красноярского края Александр Лебедь и еще семь человек. Красноярский краевой суд заслушал во вторник заключение комиссии Межгосударственного авиационного комитета (МАК), занимавшейся расследованием причин катастрофы.
На скамье подсудимых находятся пилотировавшие вертолет Тахир Ахмеров и Алексей Курилович, которые обвиняются по ст. 263 ч. 3 УК РФ, предполагающей наказание за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта. Согласно выводам комиссии, "летчики готовились к полету в спешке, и это говорит о том, что они стремились выполнить полет при любых условиях". "Именно поэтому летчики приняли решение продолжить полет в условиях плохой видимости, что противоречило нормативным документам и здравому смыслу", - говорится в заключении МАК. По данным следствия, перед полетом экипаж не провел предварительную подготовку к полету, не получил карту для полета в горной местности.
Согласно следственным материалам, решение о полете было принято при наличии летного прогноза погоды только на первоначальном участке маршрута до поселка Ермаковское. В районе озера Ойское, куда летел Лебедь, метеопрогноз был нелетным. Ситуация усугубилась сильным снегопадом и низкой облачностью в районе перевала Буйбинское, из-за чего видимость была крайне мала. В результате экипаж поздно заметил ЛЭП, не нанесенную на полетную карту, и, стремясь избежать столкновения, попытался резко набрать высоту, что привело к разрушению лопастей несущего винта и хвостовой балки вертолета.
В материалах дела есть экспертное заключение, согласно которому вертолет был исправен, имел допуск к весенне-летней навигации и свидетельство о качестве топлива. Все прочие формальности также были соблюдены. Теперь ключевое значение имеет вопрос, кому принадлежал вертолет, - именно его владельцу скорее всего будут предъявлены иски потерпевших на общую сумму около 100 млн. рублей.
Согласно документам, предоставленным суду, вертолетом могли владеть компании "Енисейский меридиан" и его дочернее предприятие - "Аэропорт "Черемшанка".
Замгендиректора "Енисейского меридиана" Марина Ермолаева рассказала корреспонденту "НГ": "Вертолет был передан в аренду "Черемшанке", но по договору на нем летали летчики "Енисейского меридиана", которые ранее работали в летном отряде "Черемшанки". Все заявки на полеты принимала "Черемшанка", она же занималась подготовкой к полетам, но при этом Ми-8 летал с кодом и флагом "Енисейского меридиана". За несколько дней до катастрофы вертолет был передан от компании "Черемшанка" компании "Скол", но последняя не могла поднять его в воздух, так как им не хватало одной бумажки. Директор "Черемшанки" Александр Бахметьев самовольно распорядился подготовить вертолет и сообщил летчикам, что они летят с Лебедем. Те засомневались в правомерности таких действий, но Бахметьев сказал им, чтобы написали заявления о приеме на работу в "Скол" и летели как летчики "Скола". Таким образом, в нарушение всех правил под флагом "Енисейского меридиана" в воздух поднялся вертолет, принадлежащий "Сколу", подготовленный к полету "Черемшанкой", но с летчиками "Енисейского меридиана", которые считали себя сотрудниками "Скола". Об этой коллизии знали в Красноярском межрегиональном территориальном управлении воздушного транспорта, но никаких запретительных шагов не предприняли".