Судя по всему, Минобороны РФ наложило запрет на любую информацию, касающуюся причин авиакатастрофы стратегического бомбардировщика Ту-160 в Саратовской области. Ни в ОАО "Туполев", ни в НПО "Звезда", чья система катапультирования летчиков установлена на ракетоносце, не пожелали ответить на вопросы "НГ", касающиеся обстоятельств катастрофы. А в пресс-службе ВВС корреспонденту "НГ" заявили, что никаких предварительных сообщений до официального объявления заключения работающей комиссии не будет. Но добавили, что в настоящее время специалисты 13-го НИИ Минобороны на авиабазе в Энгельсе приступили к расшифровке данных, содержащихся в "черных ящиках". Если при этом возникнут какие-либо затруднения, самописцы будут доставлены в институт, находящийся в подмосковных Люберцах, где имеется вся необходимая для расшифровки техническая база.
Почему погиб экипаж бомбардировщика? Информация, исходящая из официальных источников, противоречива. Начальник Главного штаба ВВС генерал-полковник Борис Чельцов на пресс-конференции 18 сентября заявил: "Самолет начал разрушаться еще в воздухе, и у экипажа не было времени на катапультирование". (Несколькими днями позже пресс-служба ВВС распространит сообщение о том, что "специалистами зафиксирован факт срабатывания системы аварийного покидания самолета экипажем на предельно малой высоте".) А генеральный конструктор НПО "Звезда" академик Гай Северин в интервью "Российской газете" выражает недоумение: "Почему летчики не успели катапультироваться, для меня загадка". В то же время местные жители, ставшие свидетелями катастрофы, утверждают, что они видели в небе три парашюта летчиков, причем один парашют горел в воздухе. По их словам, два летчика после приземления были еще живы и скончались уже на земле.
Что произошло на самом деле? "Я хорошо знал командира экипажа Юрия Дейнеко, это суперпилот, - сказал корреспонденту "НГ" бывший военный летчик, пожелавший остаться неназванным. - Могло быть два варианта. Первый - летчики не воспользовались катапультой, их выбросило из самолета взрывом. Второй вариант - они привели в действие систему катапультирования, но после того, как она уже начала разрушаться. Достаточно вывести из строя хотя бы один ее элемент, и последствия непредсказуемы".
Интересно, что вопрос об установленных на Ту-160 катапультах стал поводом для дискуссии на форуме интернет-версии "НГ". Один из посетителей нашего сайта цитирует статью Малколма Дейвиса "Блэкджек и дальше", опубликованную в журнале "Эйр Интернэшнл" в ноябре 1998 года (перевод "НГ"): "В частности, критики указывали, что система эвакуации экипажа не работает, а катапультируемые кресла не могли быть приспособлены к индивидуальным особенностям членов экипажа для их комфорта".
Иное мнение у нашего эксперта: "Эта система позволяет успешно катапультироваться с земли, при заглушенных двигателях, не говоря уже хотя бы о минимальных высотах. Я своими глазами видел, как в 1989 году на международном авиасалоне в Ле Бурже Анатолий Квочур при аварии самолета МиГ-29 спасся, катапультировавшись на 90-метровой высоте. На Ту-160 используется то же самое катапультное кресло К-36, которое закупают у нас американцы, французы, англичане".
По версии нашего собеседника, летчики могли стать жертвами собственной психологии. "Инструкция позволяла им покинуть самолет, но они явно тянули, искали шанс спасти машину, - считает наш собеседник. - Настоящему летчику легче изменить жене, чем бросить гибнущий самолет. Когда хватились, уже было поздно".