Проблему 'зайцев' турникеты все-таки не решили.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
Технологическое новшество Московской железной дороги в виде электронных турникетов на столичных вокзалах и платформах, еще недавно являвшееся предметом гордости руководства МЖД, может поставить крест на карьере начальника дороги Владимира Старостенко. Мосгорпрокуратура возбудила в отношении него уголовное дело. Старостенко ставится в вину неисполнение решения Мещанского межмуниципального суда столицы о демонтаже турникетных линий на выход.
Такой оборот принял давний спор между путейцами и прокурорами о юридической чистоте нововведения. Железнодорожники, устанавливая турникеты на вход и на выход, рассчитывали устроить безвыходную ловушку для "зайцев", но неожиданно угодили в нее сами. Дело в том, что законники усмотрели в этом нарушения прав потребителей. В частности, по мнению юристов, железнодорожники не имеют права проверять билеты пассажиров, которые покинули поезд. Турникетные линии также ущемили права провожающих и встречающих, которые теперь не имеют свободного, то есть бесплатного, доступа к вагону.
Вначале тяжба носила характер правовой дискуссии. Но в минувшем году Мосгорпрокуратура подала исковые заявления в Мещанский межмуниципальный суд, который 30 октября 2002 года принял решение в пользу истца. "Это решение обязывало Московскую железную дорогу прекратить автоматизированный контроль на всех вокзалах и остановочных пунктах и демонтировать турникетные линии на выход, - рассказала корреспонденту "НГ" и.о. начальника отдела Мосгорпрокуратуры Татьяна Чайко. - Руководство дороги попыталось оспорить решение Мещанского суда, но 20 марта 2003 года Мосгорсуд оставил его решение в силе".
Однако МЖД упорно отказывалась исполнять судебное решение, несмотря на штрафные санкции городской службы судебных приставов (дорогу штрафовали дважды - на 100 и 200 МРОТ). На поиск выхода из правового тупика были брошены лучшие юристы дороги и МПС. Изменить ситуацию они намеревались за счет внесения соответствующих поправок в Транспортный устав и положений в закон о железнодорожном транспорте. Дело в том, что пассажиром всегда считался человек, следующий в вагоне. Следовательно, за пределами вагона железная дорога не имела права его контролировать. В новом Транспортном уставе это определение было подкорректировано, в результате чего пассажирами стали все, кто находится на вокзалах, перронах, пассажирских платформах. Таким образом, по мнению ведомственных юристов, власть МПС распространилась на них всех.
"После того как 18 мая новый Транспортный устав и закон о железнодорожном транспорте вступили в силу, представители МЖД обратились в прокуратуру с просьбой отозвать исполнительные листы в связи с изменением ситуации, - рассказала корреспонденту "НГ" Татьяна Чайко. - Получив отказ, МЖД обратилась в Мещанский суд с просьбой пересмотреть прежнее решение по вновь открывшимся обстоятельствам. Но суд оставил решение в силе по тем основаниям, что, несмотря на новое определение понятия "пассажир", все равно нарушается закон о правах потребителей, в частности, встречающих и провожающих".
Но решение суда не выполнено железной дорогой до сих пор, поэтому прокуратура и возбудила уголовное дело по статье 315 УК (неисполнение решения суда). Начальнику МЖД Владимиру Старостенко грозит наказание от штрафа в 200 МРОТ до двух лет лишения свободы.
В МЖД отказались комментировать ситуацию. Несмотря на то что количество осужденных по данной статье в России растет (по данным Судебного департамента при Верховном суде РФ, в 2002 году по 315-й статье осуждены 27 человек, а в первом полугодии 2003-го - 42 человека), дело Старостенко можно считать беспрецедентным. В Мосгорпрокуратуре не смогли вспомнить случая, когда бы за отказ выполнить судебное решение к уголовной ответственности привлекалась персона, ранг которой соответствует рангу заместителя министра РФ.