Оперативно-следственная группа МВД Ингушетии и республиканской прокуратуры продолжает расследование взрыва, совершенного в понедельник в Магасе у здания УФСБ. По уточненным данным, в результате взрыва автомашины "ГАЗ-53" погибли три сотрудника УФСБ - Владимир Тищенко, Сергей Новиков и Александр Катков (последний умер в ночь на вторник в Центральной клинической больнице Назрани). Ранены 32 человека, из них трое находятся в реанимационном отделении Назрановской ЦКБ в крайне тяжелом состоянии. Кроме здания УФСБ взрывом повреждены также здание администрации президента Ингушетии (в кабинете Мурата Зязикова, которого в этот момент там не было, перевернуло мебель), республиканского казначейства и управления по налогам и сборам.
В Магасе создан оперативный штаб по расследованию и ликвидации последствий теракта. Вчера под руководством президента Ингушетии с участием заместителя полпреда президента России в ЮФО Виктора Анпилогова и председателя республиканского правительства Тимура Могушкова прошло первое заседание штаба. "Расследование теракта находится под личным контролем президента Ингушетии, - сообщил корреспонденту "НГ" Исса Мержоев, руководитель пресс-службы администрации Мурата Зязикова. - Он дал распоряжение руководителям силовых структур республики бросить все силы на расследование взрыва". Как сказал Исса Мержоев, "президент осудил теракт и заявил, что ни один из его организаторов не уйдет от наказания".
В ходе расследования на месте происшествия следователям удалось выяснить, что в начиненном взрывчаткой грузовике "ГАЗ-53" находились двое террористов-смертников. Как сообщили "НГ" в МВД РФ, мощность взрыва составила 1 тонну в тротиловом эквиваленте, на месте взрыва образовалась воронка диаметром 7 и глубиной 2 метра. По фрагментам взорванного автомобиля оперативники установили его владельца - жителя Грозного. Пока неясно, как террористам удалось проехать на охраняемую территорию и остановиться под окнами здания, где в это время проходило совещание с участием замначальника УФСБ Чечни Михаила Сафонова (в результате взрыва он тяжело ранен). Сданное месяц назад в эксплуатацию здание управления ФСБ окружено стройкой и пока не окружено бетонными заграждениями. Судя по всему, камикадзе провели машину через прилегающий к стройке пустырь.
Как сообщили корреспонденту "НГ" в пресс-службе администрации президента Ингушетии, по распоряжению главы республики всем пострадавшим будет оказана материальная помощь (ее размеры пока не названы). Помимо Назрановской ЦКБ после взрыва раненых отправляли в больницы Северной Осетии. Как сообщил "НГ" и.о. начальника военного госпиталя Владикавказа Сергей Кануков, вчера 15 военнослужащих из Магаса в состоянии средней степени тяжести были переправлены через Ростов-на-Дону в ведомственные госпитали ФСБ РФ в Москве.
* * *
Своим взглядом на причины и возможные последствия теракта в Магасе с корреспондентом "НГ" поделился бывший президент Ингушетии Руслан Аушев, по чьей инициативе была построена новая столица республики.
- Руслан Султанович, кто, по-вашему, может стоять за взрывом в Магасе? Кому он выгоден?
- Наверное, сотрудники ФСБ кому-то насолили. Это может быть, конечно, из личной мести. А может быть последствием того, что чеченские боевики объявили, что они будут переносить удары на территорию Российской Федерации - Моздок, Ставрополь, Осетию, Ингушетию, Дагестан. Скорее всего второй вариант: чеченские боевики переносят удары на сопредельные территории. К сожалению, все это перешло и на территорию Ингушетии. Жалко, что так получилось. Когда я был президентом, мы делали все, чтобы этого не было.
- Означает ли этот взрыв, что в столице Ингушетии не принимается достаточных антитеррористических мер?
- Я не знаю, какие сейчас меры принимаются, мне очень сложно об этом судить. Но если происходят взрывы, если пропускают террористов, значит, недостаточно мер.
- Как этот теракт отразится на ситуации в республике? Как он может повлиять на положение беженцев из Чечни?
- Очень плохо. Ситуация будет только накаляться. Вслед за взрывом пойдут всевозможные действия силовых структур, пойдут зачистки, и в первую очередь это отразится на беженцах. Это самая незащищенная категория. На тех, кто проживает и в палатках, и на других объектах, и в частном секторе. А если это пойдет по частному сектору, то это будет задевать и жителей Ингушетии. И возможно, будут какие-то конкретные ответные действия. Напряжение перешло на территорию Ингушетии. Все, о спокойной жизни в Ингушетии надо забыть.