Путь по судебным инстанциям начался для полковника Трепашкина в Московском окружном военном суде.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
В Московском областном суде вчера начался судебный процесс по уголовному делу отставного полковника ФСБ Михаила Трепашкина. Главная военная прокуратура (ГВП) обвиняет бывшего контрразведчика по трем статьям УК РФ - в разглашении сведений, составляющих государственную тайну (ч.1 ст. 283), в злоупотреблении должностными полномочиями (ч. 3 ст. 285) и в незаконном хранении оружия и боеприпасов (ч. 1 ст. 222). По версии обвинения, проходя службу в органах безопасности КГБ СССР и ФСБ РФ с 1984 по 1997 год, Трепашкин копировал служебные документы, которые в дальнейшем незаконно хранил у себя дома. У него дома также изъяты патроны.
Уголовное дело против Михаила Трепашкина, в последнее время занимавшегося в Москве адвокатской практикой, было возбуждено ГВП в марте этого года. Как утверждал тогда сам Трепашкин, "меня обвиняют в том, что я, злоупотребив служебными полномочиями, не уничтожил документы, которые позже стали доступны сотруднику ФСБ" (полковнику ФСБ Виктору Шебалину. - "НГ"). Насколько известно, речь идет о материалах сводок прослушивания телефонных переговоров членов Гольяновской ОПГ. В них, по мнению следствия, содержались данные о методах работы ФСБ.
При обыске у Трепашкина дома были изъяты следственные материалы КГБ СССР, Министерства безопасности РФ, ФСК и ФСБ. Экспертиза признала секретными около 30 документов, в частности, протоколы следственных действий по делам 1997 года, расследованием которых занимался Трепашкин. После этого бывший чекист направил в суд ходатайство о повторной экспертизе. Тогда же Трепашкин отказался давать подписку о неразглашении предварительных материалов следствия: "Это не закрытый процесс, почему я должен что-то скрывать?"
Сам Михаил Трепашкин считает, что уголовное дело против него сфабриковано и является следствием работы в общественной комиссии под руководством Сергея Ковалева по расследованию взрывов жилых домов осенью 1999 года. Уголовное преследование Трепашкина возобновилось сразу после телемоста из Лондона с участием бывшего чекиста Александра Литвиненко и Бориса Березовского, которые предоставили комиссии показания Ачемеза Гочияева, обвиняемого в организации взрывов домов в Москве. Адвокат полагает, что на самом деле его преследуют за расследование обстоятельств взрывов жилых домов в Москве. Как заявил Трепашкин в одном из своих интервью, он выяснил паспортные данные человека, который "втемную" использовал Ачемеза Гочияева для аренды помещений, где были заложены бомбы. Якобы это некий Александр Кармишин. Кроме того, по словам экс-чекиста, он установил номер мобильного телефона Гочияева, с которого были сделаны звонки, предупредившие милицию о заложенных взрывных устройствах в Капотне и на Борисовских прудах. Все это не укладывалось в общеизвестную официальную версию расследования.
Ответственный секретарь комиссии Сергея Ковалева Лев Левинсон пояснил корреспонденту "НГ", что "Михаил Трепашкин не является членом комиссии. Он эксперт, которого мы привлекали и привлекаем в нужных случаях. Он сделал много полезного в плане поиска материалов и документов". Левинсон рассказал, что в настоящее время комиссия заканчивает работу над докладом о расследовании терактов в Москве осенью 1999 года. Насколько известно, к подготовке доклада привлекали и Трепашкинпа.
Вчерашние слушания в суде под председательством подполковника юстиции Сергея Седова прошли в закрытом режиме. Как заявил в беседе с корреспондентом "НГ" судья Сергей Седов, "сегодня суд рассматривал различные процессуальные ходатайства и отводы, заявленные в основном защитой". По словам судьи, рассмотрение дела отложено, так как постановление о назначении судебного заседания без предварительных слушаний было обжаловано. Суд также рассмотрел и оставил без удовлетворения ходатайство защиты об отводе состава суда, но разрешил подсудимому ознакомиться с материалами дела. Сергей Седов пояснил, что некоторые материалы являются секретными и перед ознакомлением с ними с Трепашкина была взята "подписка о неразглашении". По той же причине подсудимый может знакомиться с делом только в здании суда.