Домой вертолетчики-спасатели вернулись с опережением графика.
Фото Михаила Циммеринга (НГ-фото)
Экипажи двух вертолетов Ми-26 закончили работу по тушению пожаров на Лазурном берегу и на острове Корсика. По оценке главы МЧС России Сергея Шойгу, во Франции наши вертолетчики "отработали замечательно".
В субботу российские машины приземлились на подмосковном аэродроме "Раменское", где базируется авиатехника МЧС России. Из Франции российские спасатели добирались менее двух суток. Вылет с авиабазы Мариньян под Марселем - дозаправка в Мюнхене - ночь в Варшаве - и, благодаря попутному ветру и солнечной погоде опережая график (последние три часа летели со скоростью более 300 км в час), оба вертолета садятся в "Раменском".
Во Франции российские машины получили уважительное прозвище "водяных бомбардировщиков" - специальный ковш вертолета способен за один рейс вылить на очаг огня 15 тонн воды. Приминая ветром от гигантских вертящихся лопастей траву и цветы вдоль летного поля, грузные Ми-26 приземляются на бетон "Раменского" неподалеку от самолета главы МЧС Сергея Шойгу. Недолгая процедура таможенного контроля прямо на борту, перенос нехитрого спасательского скарба из грузового отсека вертолетов в подъехавшие автобусы, и одним из первых из вертолета выходит начальник отдела управления авиации МЧС РФ, руководитель завершающего этапа операции Александр Лебедев. В беседе с корреспондентом "НГ" он рассказал о работе российских спасателей на севере Средиземноморья, где невиданные по силе лесные пожары охватили этим летом гигантские площади, а ущерб от них эксперты Евросоюза уже сравнили с убытками от прошлогодних наводнений в Европе:
- Операция длилась почти полтора месяца. За этот период группа авиации МЧС России в составе 19 человек выполнила большую работу. Это лето выдалось на редкость засушливым. Фактически это первое лето за последние 35-40 лет, которое французские власти оценили как стихийное бедствие.
- Какие именно работы выполнял российский отряд?
- Мы налетали более 86 часов и совершили около 300 сливов на очаги пожаров. Сброшено более 4,5 тысячи тонн воды. Приняли участие в тушении 12 крупномасштабных пожаров. Работа осложнялась гористой местностью и близостью знаменитых курортов. О масштабах и серьезности пожаров говорит то, что в последние дни августа при тушении погибли трое французских пожарных.
- Как наши спасатели взаимодействовали с местными авиаотрядами?
- Надо отметить, что французы очень тепло встретили наши экипажи. Методика работы была построена таким образом, что на каждый очаг пожара мы вылетали вместе с авиатехникой Департамента гражданской защиты Франции.
- В чем отличия в работе французских и российских авиаотрядов?
- Схема работы у них несколько отличается, хотя принципиально в тушении лесного пожара трудно придумать что-то новое. Они применяют авиацию массированно, а у нас зачастую распыляют силы. На крупномасштабный очаг возгорания французы собирают практически всю силу - от небольших самолетов и вертолетов до крупных самолетов. Мы постоянно работали двумя вертолетами в сопровождении техники пожарной защиты Франции. Они выводили нас на очаг пожара, показывали, где тушить, координировали с воздуха.
- Как французские власти оценили работу российских спасателей?
- Отзывы о нашей работе уже пришли в МИД России, и они положительные. В частных разговорах представители местных властей, например, начальник Департамента летной защиты Франции Филипп Норден, оценили нашу работу очень высоко.
Рядовые члены авиаотряда тоже говорят о завершенной во Франции миссии с удовлетворением. "Мы тушили пожары выше от побережья, там, где начинаются великолепные леса, - рассказал корреспонденту "НГ" инженер авиационной группы Анатолий Жемчужнов. - Когда дыма нет, с воздуха расстилаются прекрасные панорамы. Если говорить о сложностях операции, то скажу, что пожары были очень серьезные. Мощность пожара была такой силы, леса так разгорелись, что приходилось работать на больших высотах. Кроме того, было очень жарко, за 4 с половиной месяца ни капли дождя не выпало. Вся растительность высохла. И леса там густые, смолистые, малейшая искра - и все вспыхивает как порох. Плюс сильные ветра - мистраль с моря".
"Наши экипажи - далеко не новички в деле тушения таких пожаров, - поделился с корреспондентом "НГ" руководитель первого этапа операции Александр Фомин. - Они участвовали в схожих операциях в Греции, в Турции и в России - от средней полосы до Дальнего Востока. Из наиболее пожароопасных районов в этом году во Франции я бы отметил Корсику. Там очень контрастный рельеф - горы, ущелья. При пилотировании такая местность вызывает определенные сложности. Что касается стоимости всей операции, то, участвуя в ней, коммерческую составляющую Россия не преследовала. А у французской стороны вызвала большой интерес наша авиатехника, которая отлично зарекомендовала себя в работе. Ведь таких крупных вертолетов, как наши Ми-26, нет нигде".