Почти 50 тыс. единиц культурных ценностей, похищенных на территории России, находятся на сегодняшний день в розыске. По данным правоохранительных органов, более половины из них - это иконы и картины, похищенные из частных коллекций, причем в Москве число таких преступлений ежегодно возрастает.
На днях в милицию обратилась 59-летняя Людмила Исмаилова, проживающая в доме # 28 на Большой Пионерской улице. Пенсионерка рассказала, что, пока ее несколько дней не было дома, из квартиры пропали картины русских художников, имеющие историческую и художественную ценность. Потерпевшая назвала картину Айвазовского "Море в ночи", полотна Верещагина "Мусульманский мавзолей", Рокотова "Павел Первый в юности", Петровичева "Весенний пейзаж", Столицы "Дети везут бочку с водой на санях", а также "Пейзаж с мельницей" и икону "Михаил Архангельский" на холсте, авторов которых она не помнит. Все картины, по словам Исмаиловой, были получены по наследству после смерти ее отца, академика ВАСХНИЛ. Общий ущерб потерпевшая оценила в 500 тыс. рублей.
По стечению обстоятельств на другой день после кражи в МВД России проходил брифинг заместителя начальника отдела по борьбе с хищениями культурных ценностей Главного управления Уголовного розыска полковника Игоря Огурцова. По его словам, такие преступления стали в последние годы типичными для Москвы и Санкт-Петербурга. "Пик преступлений, связанных с хищениями исторических и художественных ценностей, наблюдался в 1993 году, - сказал он. - Тогда большинство краж совершались из церквей, музеев и других хранилищ, но за последние годы здесь удалось навести порядок с хранением, и число краж резко сократилось". Теперь преступники все чаще обращают внимание на частные коллекции.
Игорь Огурцов уточнил, что за первое полугодие 2003 года произошло 956 преступлений, связанных с хищением культурных ценностей. Среди них 20 краж из музеев, 63 - из церквей и 524 - из частных коллекций. "Причем если в целом по России в последние пять лет отмечается снижение числа подобных преступлений, то в Москве этот показатель постоянно растет, - отметил он. - По сравнению с прошлым годом, например, эта цифра увеличилась на 50%".
По данным милиционеров, большинство похищенных ценностей реализуется в России: "На Западе в последние годы популярны западноевропейская живопись и русский авангард: Кандинский, Малевич, Шагал. Русская классика, напротив, несколько упала в цене, и теперь европейские цены мало отличаются от российских. В таких условиях преступникам просто невыгодно идти на дополнительные издержки, вывозя похищенные ценности за границу". Зато в России криминальный интерес к классической живописи не снижается. На черном рынке по-прежнему высок спрос на Айвазовского, Саврасова, Шишкина, Сурикова и других передвижников. По словам Игоря Огурцова, воры неплохо разбираются в предмете, и большинство краж совершается по заказу торговцев черного рынка. Он также сообщил, что "наибольшее развитие черный рынок художественных ценностей получил в Москве и Санкт-Петербурге. Причем предметы, похищенные в Питере, чаще всего продаются в Москве и наоборот. Каждое второе такое преступление раскрывается, но, жалуются милиционеры, после отмены обязательного лицензирования торговли антиквариатом их работа несколько осложнилась.