Советская водородная бомба Теллеру понравилась.
Во вторник в возрасте 95 лет скончался американский физик Эдвард Теллер, которого называли "отцом водородной бомбы". Он умер в Стэнфорде (Калифорния), неподалеку от Института Гувера, где до конца дней, занимая должность "старшего исследователя", был главным советником по вопросам ядерной энергии.
Ученик не менее легендарного физика Роберта Оппенгеймера, человек, которого высоко ценил сам Альберт Эйнштейн, Теллер стал одним из руководителей "Манхэттенского проекта" в Лос-Аламосе, где создавалось американское атомное и водородное оружие.
В советское время образ Теллера был "образом врага", зараженного антисоветской паранойей, о нем не полагалось говорить хорошо, но он был настолько большим ученым, что даже его конкуренты, советские физики, неизменно - естественно, в личных беседах - отзывались о нем с высочайшим пиететом. В нем видели не столько врага и антикоммуниста, сколько атомного "гуру". Слова одного из наших крупных физиков: "Я слушал лекцию Теллера", сказанные им в начале восьмидесятых, звучали так, будто он сказал: "Я Ленина видел!" Кстати, в 1995 году Эдвард Теллер посетил Федеральный ядерный центр ВНИИ технической физики (Челябинск-70).
Теллер родился 15 января 1908 года в Будапеште, закончил образование в Лейпциге, в 1935-м приехал в Штаты. До 1941 года был профессором в Университете Джорджа Вашингтона, а с 1942-го занялся в Лос-Аламосе созданием атомной бомбы. Создав ее, он уехал в Чикаго заниматься исследовательской работой. После взрыва советской бомбы в 1949 году убедил президента Трумена в необходимости делать водородную бомбу и вновь вернулся в Лос-Аламос.
Однако сам отец водородной бомбы своим главным достижением считал вовсе не ее, а создание Ливерморской лаборатории. Этим он занимался с 1952 года. Теллер, сам того не желая, подвигнул советских лидеров на создание ядерного оружия, когда на одной из конференций высказал оптимизм в отношении создания атомной бомбы.
Это именно он предложил Рейгану знаменитый план "Звездных войн". Советскому Союзу ничего не оставалось делать, кроме как принять вызов, но ноша оказалась непосильной для экономики страны. В итоге в СССР случилась перестройка.