Лени Рифеншталь.
Фото Reuters
Лени Рифеншталь скончалась вечером в понедельник в своем особняке в городе Пекинг на берегу Штарнбергского озера в Баварии. У нее просто остановилось сердце, сообщил давний компаньон Рифеншталь Хорст Кеттнер.
Ее называли любимой кинодокументалисткой Гитлера, создавшей документальный киношедевр во славу его победы. Ее осуждали до самого последнего времени, простив - более или менее - лишь год назад, когда сама Рифеншталь отметила вековой юбилей.
По поручению Гитлера Лени сняла фильм "Триумф воли" о съезде нацистской партии в Нюрнберге в 1934 году. После этого Рифеншталь проводила съемки Олимпийских игр в Берлине в 1936 году. Любопытно, что в Париже Рифеншталь за фильм "Триумф воли" получила Гран-при. А на фестивале в Венеции - главный приз.
Она пережила 30 судов и за причастность к нацистской пропаганде была приговорена к 4 годам лишения свободы, два года провела в психиатрической клинике. Молва продолжала ее осуждать, причем устами самых знаменитых интеллектуалов, ровесников и младших современников - например, Марлен Дитрих и Ремарка. Но интерес к фигуре Лени был так велик, что ее судьбе даже посвятили пьесу, недавно поставленную и в России, - воображаемый, посмертный диалог Рифеншталь и Дитрих. Теперь, со смертью Рифеншталь, этот диалог стальные прусские дивы могут вести на равных.
Фотограф и кинорежиссер, классик документального кино ХХ века, эпохи, когда документальный жанр неизменно становился орудием в классовой борьбе или политической пропаганды. Пересматривая ее фильмы, понимаешь, как убоги на их фоне нынешние кинодокументальные гимны.
Ее называли певцом нацизма, она же на все нападки отвечала: "Мой фильм - это документ. Я показала все, будучи очевидцем и находясь под воздействием происходящего. Тогда все находились под сильным впечатлением, но я была единственной, кто зафиксировал это на кинопленке. Если бы я знала, что этот фильм принесет мне столько горя, я бы ни за что не стала его снимать".
Можно оценивать ее работу и работу десятков ее операторов с точки зрения профессии, восхищаться монтажом, сопоставлять ее работу с опытами Эйзенштейна. Но, вероятно, она была права, когда однажды сказала: "Если бы мне повезло взять и не снять "Триумф воли", я прожила бы чудесную жизнь".