Волжский городок Октябрьск уже четвертые сутки окутан плотными клубами дыма от горящей нефти.
Пожар на танкере "Виктория", стоявшем у причала нефтеналивного терминала "Артемий" в Октябрьске Самарской области, удалось потушить лишь на третий день утром. Весь вчерашний день пожарные продолжали охлаждать корпус танкера и причальную стенку, а экологические службы области убирали нефтяные пятна с поверхности Волги и с ее берегов. О последствиях происшествия вчера поступали самые противоречивые сведения. Так, в Самарском управлении ГО и ЧС корреспонденту "НГ" сказали, что "за пределы боновых заграждений нефть не вытекла" и продолжался ее сбор с водной поверхности и с берега. А по утверждению сотрудников Управления ГО и ЧС Волгоградской области, "вероятна угроза водозаборам, расположенным на Волге, поскольку вчера нефтяные пятна из резервуаров "Виктории" дошли по течению реки до Волгограда". Информацию о том, какова реальная картина последствий происшедшего, вчера из официальных источников получить не удалось. А как говорят очевидцы, около 250 метров береговой полосы в районе нефтебазы сильно загрязнены и представляют собой нефтяное болото, перемешанное с пеной сорбентов. По тем же свидетельствам, на поверхности Волги плавают крупные нефтяные пятна, в воздухе над Октябрьском ощущается сильный запах гари, над городом висит плотный смог.
По словам возглавляющего штаб по ликвидации последствий ЧП вице-губернатора Виктора Казакова, пожар на танкере "Виктория" - серьезная катастрофа для региона. "Общий ущерб от случившегося составляет примерно 5 миллионов долларов, - заявил вице-губернатор. - Эти средства будут возмещены за счет владельцев судна и компании, застраховавшей его. Областные власти в данном случае оказывают организационную помощь, поскольку ситуация чревата неблагоприятными последствиями для жителей области, в частности осложнением экологической обстановки в регионе".
В свою очередь, в компании "ТНК", которой принадлежала нефть с танкера, корреспонденту "НГ" заявили, что "разговоры о возмещении ущерба могут вестись только после расследования инцидента. Нефть была застрахована, равно как и сам танкер. Наша компания зафрахтовала судно в судоходной компании "Аншип" для перевозки нефти с Оренбургского месторождения по Волго-Донскому каналу в черноморский порт "Кавказ". Сейчас "ТНК" совместно с нефтяными компаниями ЮКОС и "Транснефть" оказывает всю возможную помощь по сбору нефти из Волги".
***
О своем видении экологических последствий катастрофы в Октябрьске в беседе с корреспондентом "НГ" рассказал сопредседатель Международной экологической группы "Экозащита" Владимир Сливяк:
- Горение нефти всегда крайне неблагоприятно для окружающей среды, так как огромное количество вредных веществ попадает в атмосферу. А в данном случае они попали в реку. Среди этих веществ и такие опасные, как диоксины - они считаются очень опасными канцерогенами. Кроме того, попадание нефти в воду может привести к тому, что город останется без питьевой воды - водозабор для населения идет из реки. Кроме того, в районе реки у нефтеналивной базы произошло необратимое нарушение экосистемы. Все живое там погибло. Что касается загрязненной береговой полосы, то с нее придется снимать и увозить огромные пласты земли.
- Насколько эффективны работы по сбору нефти?
- На воде работают нефтесборники - специальные плавсредства, вылавливающие нефтяные пятна. Насколько мне известно, ситуация в Октябрьске осложняется тем, что нефть из танков сочится до сих пор. Официальные лица называют это "контролируемым выгоранием". Это выгорание может продолжаться еще долго - не день и не два. Так что говорить об окончательных итогах ущерба окружающей среде еще рано. Последняя крупная нефтяная авария - прошлогодняя утечка из танкера "Престиж". Она привела к тому, что экологи до сих пор не могут очистить пляжи Испании и Франции, а морской экосистеме нанесен непоправимый ущерб. Что касается России, то в новейшей истории столь крупных катастроф я не припомню.