Катастрофа вертолета Ми-8 с губернатором Сахалинской области Игорем Фархутдиновым и сотрудниками его администрации на борту аналогична произошедшей полтора года назад катастрофе Ми-8, в которой погиб губернатор Красноярского края Александр Лебедь. Об этом вчера на пресс-конференции в Южно-Сахалинске заявил возглавляющий госкомиссию по расследованию причин трагедии на Камчатке глава МЧС Сергей Шойгу.
Вчера же стало известно, что похоронят Игоря Фархутдинова в Москве. Таково, по словам Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, желание живущих в столице членов его семьи. "Все мы тяжело переживаем эту утрату, гибель губернатора и целого ряда ответственных сотрудников Сахалинской области, которые так нелепо погибли в авиакатастрофе", - сказал Патриарх.
Оглашая предварительные итоги расследования, глава МЧС России Сергей Шойгу сослался на показания "черных ящиков". Как пояснил корреспонденту "НГ" заместитель председателя Международного авиационного комитета (МАК) Рудольф Теймуразов, "камчатские специалисты на месте сняли "черновые" показания речевого и параметрического самописцев". После этого "черные ящики" отправили на исследование в Москву. Вчера вечером они прибыли в столицу, и специалисты МАКа сразу приступили к их расшифровке, но, по словам Теймуразова, окончательные результаты их работы вряд ли будут сильно отличаться от предварительных расшифровок.
Основное сходство катастроф в Красноярском крае и на Сахалине, по словам Шойгу, в том, что летящие вертолеты оказались перед поздно замеченной преградой. В результате пилоты пытались резко набрать высоту, что в обоих случаях привело к разрушению хвостовой балки и падению вертолета. В Красноярском крае преградой стала ЛЭП. (Сейчас двое оставшихся в живых членов экипажа вертолета Лебедя проходят обвиняемыми по уголовному делу, возбужденному по факту нарушения безопасности полетов.)
Что явилось препятствием для пилотов вертолета с делегацией Сахалина, пока не установлено. "По всей видимости, пилот увидел близко от себя препятствие и резко взял на себя ручку, - прокомментировал первые данные расследования камчатской трагедии Сергей Шойгу. - При этом маневре конус несущего винта захлестнул вниз и обрубил хвостовую балку. После этого началось резкое раскручивание вертолета, которое сопровождалось разбрасыванием вещей и людей, находившихся на борту". На месте обнаружения Ми-8 тела восьми человек спасатели нашли рядом с вертолетом. Остальные находились внутри корпуса разрушенной машины.
Первые расшифрованные показания "черных ящиков" вертолета с делегацией Сахалина показали, по словам Шойгу, что полет проходил не на тех высотах, о которых экипаж информировал диспетчера. "Докладывая, что он идет на 1350 метрах, в действительности вертолет поднимался не выше 700 метров. Либо экипаж заведомо ложно информировал диспетчера аэропорта, либо это произошло по другим, неизвестным пока причинам", - заявил министр.
Расшифровка также показала, что последние 7 минут вертолет шел, маневрируя над складками местности. Высота полета при этом "скакала" с 36 до 163 метров над землей. "Потом следует последняя запись - 13,3 метра", - сообщил глава МЧС России. Невыясненным пока остается, почему Ми-8 отклонился от намеченного маршрута более чем на 40 км. Как бы то ни было, отклонившись от курса, вертолет попал "в густую облачность с низкой нижней кромкой облаков". Об этом, по мнению Шойгу, свидетельствуют сделанные в момент катастрофы спутниковые снимки места трагедии.