Ханкала, лето 2002 года. Посадка в вертолет Ми-26 - возможно, тот самый.
Управление Генеральной прокуратуры РФ по Южному федеральному округу завершило расследование уголовного дела в отношении боевиков, сбивших 19 августа 2002 года вертолет Ми-26Т под Ханкалой. Эта катастрофа стала одной из самых крупных в истории российской армейской авиации: из 150 находившихся на борту военнослужащих тогда погибли 127 человек. Пока в Верховный суд Чечни переданы материалы только на одного бандита - 29-летнего уроженца республики Доку Джантемирова, еще четверо террористов находятся в розыске. Следствие установило, что вертолет был сбит с использованием одного из 12 переносных зенитно-ракетных комплексов "Игла", закупленных боевиками на территории Ингушетии.
Вертолет Ми-26 летел из Моздока в Ханкалу. На его борту находились 150 человек - военнослужащие, возвращавшиеся к месту службы из отпусков, и новобранцы. Когда до аэродрома оставалось около двух километров и экипаж уже готовился к посадке, с земли боевики дали залп из двух ПЗРК "Игла". Одна из ракет попала в правый двигатель. Командир экипажа майор Олег Батанов попытался дотянуть до аэродрома, но в нескольких сотнях метров от взлетно-посадочной полосы вертолет потерял управление и рухнул на минное поле, защищавшее аэродром от боевиков. При ударе машина загорелась, а пока саперы готовили коридор для спасателей, огонь охватил Ми-26 полностью, и большинство раненых сгорели заживо. Те же, кто все-таки успел выбраться из пламени, натыкались на растяжки и взрывались.
По факту катастрофы Ми-26 было возбуждено уголовное дело. Виновных следователи искали почти девять месяцев. Приказом министра обороны Сергея Иванова командующий тогда войсками СКВО Геннадий Трошев получил строгий выговор, начальник штаба СКВО генерал-полковник Владимир Булгаков был предупрежден о неполном служебном соответствии, а командующий авиацией сухопутных войск генерал-полковник Виталий Павлов освобожден от должности.
Но на скамье подсудимых в итоге оказался только командир Моздокского вертолетного полка подполковник Анатолий Кудяков, один из уцелевших членов экипажа сбитого вертолета. Военная прокуратура обвинила его в халатности (ст. 293 УК РФ), по причине которой Ми-26 ушел в последний рейс значительно перегруженным (всего на борту должно было находиться не более 80 человек), а также в нарушении правил полета (ст. 351 УК РФ) - транспортный вертолет не имел права отправляться в полет без боевого сопровождения. По совокупности обвинений подполковнику грозит до 10 лет лишения свободы.
Вчера в Ростовском гарнизонном суде в закрытом режиме должны были начаться слушания по делу о катастрофе Ми-26. Однако заседание так и не состоялось: начало суда было перенесено на 25 августа в связи с неявкой адвоката обвиняемого Надежды Молчановой. Сам Анатолий Кудяков, находящийся под подпиской о невыезде, в настоящее время исполняет обязанности заместителя командира вертолетного полка по боевой подготовке в Буденновском гарнизоне.
На след преступников сотрудникам чеченской милиции удалось выйти только в январе 2003 года, после ареста Шамсутдина Салаватова, одного из лидеров местных ваххабитов. В его доме нашли целый арсенал - автоматы, гранаты, а также ПЗРК. Следствию удалось установить, что люди Салаватова причастны к целому ряду громких преступлений, в частности к обстрелу в сентябре 2001 года близ Ханкалы вертолета Ми-8 с высшими офицерами Генштаба. Тогда погибли 11 человек, в том числе замначальника Главного оперативного управления Генерального штаба генерал-майор Анатолий Поздняков, представитель Главного управления кадров Минобороны генерал-майор Павел Варфоломеев. А позже Салаватов назвал и имя сбившего Ми-26 под Ханкалой. Им оказался Доку Джантемиров, скрывавшийся под видом беженца в Ингушетии в станице Слепцовской, где его и арестовали. Как ожидается, в ближайшее время он предстанет перед судом по обвинению в терроризме, убийстве, посягательстве на жизнь работников правоохранительных органов и хранении оружия.