Если диспетчеры все же решатся на акцию протеста, на таких табло появятся сообщения об отмене авиарейсов.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
Всероссийская бессрочная акция протеста, которую планировала на сегодня Федерация профсоюзов авиадиспетчеров (ФПАД) России, не состоится. Вчера в ходе заседания примирительной комиссии представители заинтересованных сторон достигли соглашения, о чем сообщил корреспонденту "НГ" заместитель руководителя Госкорпорации по организации воздушного движения России Валерий Ежов. Однако здесь не исключают, что местные профорганизации могут не посчитаться с мнением ФПАД.
Еще до заседания примирительной комиссии руководитель Государственной службы гражданской авиации (ГСГА) Александр Нерадько обратился ко всем российским авиадиспетчерам с призывом воздержаться от участия в акции. Однако решающую роль здесь сыграл не столько призыв чиновника, сколько заметно изменившиеся в последнее время настроения авиадиспетчеров. По данным ГСГА, на вчерашний день всероссийскую акцию протеста, организуемую ФПАД, готовы были поддержать всего 18 из 133 служб управления воздушным движением. Дело в том, что после всеобщей забастовки российских диспетчеров 25 декабря 2002 года Министерство транспорта пошло на значительное повышение зарплаты авиадиспетчерам - на 15,72% (за исключением руководителей и их замов), а в зонах повышенной интенсивности - на 28,4%. Правда, профсоюзы утверждают, что эти обязательства не везде выполнены в полной мере, но тем не менее в коллективах авиадиспетчеров произошла существенная психологическая разрядка.
Несколько изменили свою позицию и профсоюзы. Если повышение зарплаты в прошлогодней всероссийской акции было требованием # 1, то теперь оно отошло на второй план. "Вопрос зарплаты на данном этапе мы не ставим, - заявил вчера "НГ" вице-президент ФПАД Юрий Фарисей. - Камень преткновения - продление коллективных договоров". По его словам, в системе управления воздушным движением идет реорганизация, и в соответствии с законодательством старые договора прекращают свое действие, а новые будут подписаны еще не скоро. "Возникает правовой вакуум, когда руководитель может временно ввести любую норму - понизить работнику оклад, лишить компенсаций, льгот, - сказал он. - Мы добиваемся, чтобы никто не мог нарушить условия старых договоров до заключения новых". Работодатель в лице Госкорпорации пошел на уступку ФПАД, и та отказалась от запланированной акции.
Но вопрос повышения зарплаты профсоюзами не снят. Они считают, что статистика, которую предоставляет Госкорпорация по организации воздушного движения - по ее данным, среднемесячная зарплата авиадиспетчеров сейчас составляет 19,5 тыс. руб., - не отражает реального состояния дел. "Если сложить зарплаты авиадиспетчера и руководителей, то может такая средняя и выйдет, - говорит Юрий Фарисей. - А реально специалист, пришедший из вуза, первые пять лет получает 4,5-5 тысяч рублей. У меня 21 год стажа, квалификация, выслуга - все по максимуму, а зарплата получается 12,5 тысячи".
В ГСГА считают, что реорганизация не повлечет за собой каких-либо посягательств на законные права авиадиспетчеров, а растущая активность ФПАД объясняется не чем иным, как личной пиар-акцией лидера федерации Сергея Ковалева. Но в ФПАД эти обвинения решительно отвергают. "Будь на месте Ковалева Петров, Иванов или Сидоров - их тоже обвинили бы в том же грехе, - сказал корреспонденту "НГ" Юрий Фарисей. - Цель здесь очевидна - придать событию политический подтекст и скомпрометировать президента федерации".
Начальник управления надзора за безопасностью полетов ГСГА Владимир Рудаков отказался комментировать ситуацию, заметив лишь, что профсоюзы не прибегают к забастовкам, понимая, что пойдут на нарушение закона, поэтому избирают другие формы давления, такие, например, как голодовка. "Эта изощренность достойна осуждения", - заявил он.