Проверки документов на московских улицах вновь стали обязательным атрибутом городской жизни.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Вчера директор ФСБ Николай Патрушев предупредил о возможности новых терактов с участием смертников. "Проведенные с помощью смертников террористические акты - они реальны... Эта угроза существует", - заявил он, напомнив, что только в июле нынешнего года на территории Чечни было предотвращено 11 терактов. Главный контрразведчик также сообщил журналистам по окончании рабочего совещания в Ростове-на-Дону, что в деле по расследованию взрыва военного госпиталя в Моздоке есть продвижение. "Есть конкретные люди, которые задерживаются и передаются для работы в органы прокуратуры", - сказал он.
Теме противодействия терроризму была посвящена встреча президента Путина с главами Генпрокуратуры и Верховного суда в воскресенье вечером. Глава государства заявил: "Расхлябанность, которую мы наблюдаем в ряде случаев и которая способствует совершению преступлений и терактов, перешла всякие границы".
МВД и правительство Москвы отреагировали на резкие слова президента незамедлительно. Столичная милиция в очередной раз в нынешнем году перешла на усиленный режим несения службы. Под особый контроль взяты объекты жизнеобеспечения и места массового скопления людей. А московское правительство решило воссоздать институт "информаторов".
Усиление в Москве объявлено в связи с терактом в Моздоке и, как сообщалось с утра, оно должно продлится до 7 августа включительно. Почему в качестве последнего дня особого режима работы милиции выбран именно этот четверг, оставалось только гадать. На вопрос, почему уже в пятницу повышенные меры безопасности потеряют актуальность, корреспонденту "НГ" ничего не смогли сказать ни милицейские пресс-службы, ни другие источники в столичном правоохранительном ведомстве. А ближе к вечеру информагентства передали, что режим усиления продлен до 11 августа.
Со вчерашнего же дня вступило в силу распоряжение московского правительства "О мерах по устранению недостатков в регистрации граждан по месту пребывания и месту жительства и упорядочению платежей за коммунальные услуги", которое фактически возрождает институт "информаторов". Старшим по домам и подъездам вменили в обязанность информировать органы внутренних дел обо всех приезжих. В документе, в частности, отмечается, что только за пять месяцев текущего года паспортно-визовыми управлениями по месту пребывания зарегистрировано свыше 128,5 тысячи граждан из стран СНГ, 66,5 тысячи - из государств дальнего зарубежья и почти 120 тысяч - из российских регионов. Но данные о количестве приезжих, зарегистрированных милицией и находящихся на учете в жилищных организациях, отчего-то не совпадают. Чтобы исправить эту ситуацию, теперь силами ГУВД столицы и московских окружных префектур ежеквартально будут проводиться масштабные проверки соблюдения правил регистрации приезжих по месту пребывания и жительства.
Прокомментировать это решение корреспондент "НГ" попросил московского адвоката Михаила Бурмистрова. "С позиции Конституции каждый гражданин должен быть не только правопослушным, но и способствовать укреплению правопорядка, - сказал юрист. - Во многих цивилизованных странах считается само собой разумеющимся, если человек сообщает о правонарушениях в органы правопорядка. Но в нашей стране... К тому же, если докладывать о каждом приезжем, то эта инициатива начинает попахивать стукачеством. Противозаконного в этом распоряжении, пожалуй, ничего нет. Никаких санкций за невыполнение этого обязательства нет. Это распоряжение - декларативно. Единственное, что человек должен быть морально подготовлен для подобного сотрудничества. Все будет исходить из представлений человека, из его мировоззрения и взглядов".
О возможности появления в Москве института "информаторов" заговорили еще весной. Тогда же пошли слухи, что они станут работать не на голом энтузиазме: в месяц им якобы будет причитаться по три тысячи рублей. Получить подтверждение этой информации вчера не удалось. Между тем если принимать во внимание опыт работы правоохранительных органов, то можно говорить о том, что "оперативная связь", как ее называют сами милиционеры, строится отнюдь не на общественных началах.