Вчера зал судебных заседаний # 4 Московского окружного военного суда не мог вместить всех желающих попасть на начало повторного процесса по делу об убийстве московского журналиста Дмитрия Холодова. Журналисты оккупировали даже зарешеченную клетку со скамьей для подсудимых, благо она оказалась пустой, так как обвиняемые, находящиеся под подпиской о невыезде, расположились в свободном правом от судьи ряду. Многие вообще вынуждены были следить за происходящим через приоткрытую дверь из коридора. Потерпевшие Юрий Викторович и Зоя Александровна Холодовы вместе с адвокатами оказались зажатыми в угол.
Интерес к повторному процессу огромен. Когда Военная коллегия Верховного суда РФ 27 мая с.г. удовлетворила протест Генпрокуратуры РФ, отменив оправдательный приговор, вынесенный Московским окружным военным судом 26 июня 2002 года под председательством военного судьи Владимира Сердюкова, стало очевидным, что повторный процесс может принести сенсации. Обвинение утверждает, что собраны все доказательства, что вина подсудимых вне всяких сомнений, суд же счел эти доказательства недостаточными. Выяснение истины, как выразился вчера председательствующий на повторном процессе полковник юстиции Евгений Зубов, начато "с чистого листа".
Пока же внешние отличия между первым и вторым процессом небольшие. Если первый процесс проходил на территории СИЗО "Матросская Тишина", то вчерашнее заседание состоялось в особняке Московского окружного военного суда на Арбате. Изменился состав суда. А в остальном все по-прежнему. На скамье подсудимых - те же офицеры-десантники Павел Поповских, Владимир Морозов, Александр Сорока, Константин Мирзаянц, а также предприниматели Константин Барковский и Александр Капунцов. Обвинение представляет уже знакомая участникам первого процесса прокурор Ирина Алешина. Суть обвинения не изменилась, подсудимые подозреваются в организации убийства Дмитрия Холодова путем изготовления бомбы-"дипломата", которая была передана журналисту под видом "секретных документов" и взорвалась в его кабинете 17 октября 1994 года. По версии обвинения, таким образом военные устранили журналиста, публиковавшего острые критические статьи в адрес высших руководителей Минобороны.
Несколько изменилась команда защиты подсудимых. "Из процесса выбыли три адвоката и прибавился один новый, - пояснил корреспонденту "НГ" адвокат Михаил Савченко. - Так как адвокат Лариса Мове находится в отпуске и подсудимый Барковский оказался без защиты, ему назначили Андрея Палина".
Итак, предстоит новый тяжелый судебный марафон, который, как заявил корреспонденту "НГ" защитник Владимира Морозова адвокат Владимир Левин, вряд ли будет короче первого разбирательства. Предстоит опросить тех же свидетелей, в том числе и высокопоставленных, в частности бывшего министра обороны Павла Грачева. Так как много разногласий у сторон возникало по поводу заключений экспертиз, вполне возможно, что суд назначит новые.
Первое заседание оказалось коротким. В связи с тем, что новоназначенный адвокат Андрей Палин попросил месяц на ознакомление с материалами дела, суд взял перерыв до 25 августа. Некоторое беспокойство в журналистской среде вызвало объявление, что следующее слушание состоится на территории режимного объекта Минобороны, - это может поставить под вопрос открытость заседаний.