Дело о банкротстве ОАО "Коршуновский ГОК" (КГОК) носит беспрецедентный характер. Такое мнение высказала в понедельник на встрече с журналистами руководитель Федеральной службы по финансовому оздоровлению (ФСФО) Татьяна Трефилова. "ГОК сейчас оказался в полном правовом вакууме. Сегодня это предприятие существует вне закона", - заявила Татьяна Трефилова.
Процедура внешнего управления КГОК началась в 1998 году и была рассчитана на 10 лет. "Банкротство, при котором дается возможность восстановить производство в течение 10 лет, - уникально", - считает руководитель ФСФО. Однако, как утверждает Трефилова, вместо того чтобы восстанавливать платежеспособность предприятия, прежнее руководство КГОК лишь ухудшило и без того тяжелое положение предприятия. "Проверки ФСФО летом прошлого года показали, что ГОК на протяжении последних лет фактически перестал выплачивать текущие налоги, и в процедуре внешнего управления они еще и задолжали государству почти 1,2 миллиарда рублей. О каком эффективном управлении предприятием можно говорить, если на момент введения внешнего управления чистые активы ГОКа составляли 1 миллиард 280 миллионов рублей, то есть предприятие вошло в процедуру банкротства в очень неплохом состоянии, а на момент нашей проверки летом прошлого года эти активы уже имели минусовое значение?" - сказала Татьяна Трефилова.
Тогда, как утверждает руководитель ФСФО, "мы предложили руководству ГОКа два выхода из сложившейся ситуации: первый - немедленно погасить долги предприятия, второй - немедленно прекращать это непонятное внешнее управление, при котором ситуация только ухудшается, и выставлять предприятие на открытые торги. При этом, хочу отметить, что вопрос об ОАО "Стальная группа "Мечел" на момент наших проверок не стоял вообще. "Мечел" появился в этой истории только где-то в ноябре прошлого года и заявил, что стал неким партнером ГОКа".
После появления на сцене ОАО "Стальная группа "Мечел" было проведено собрание кредиторов КГОК, на которое, по словам Татьяны Трефиловой, несмотря на то что основным кредитором предприятия является государство, не был допущен ни один из кредиторов, не аффилированных с ОАО "Стальная группа "Мечел". На этом собрании было принято решение о заключении мирового соглашения, которое позволило бы "Мечелу" получить контроль над КГОК, не погашая задолженность государству. "Мировое соглашение - это соглашение о некой рассрочке платежей по долгам. Но закон о банкротстве очень жестко регламентирует этот вопрос. Там сказано, что, перед тем как погасить мораторную задолженность, необходимо выплатить все текущие долги, а рассрочить эти выплаты по закону можно только на полгода. "Мечел" такой вариант не устраивает, и он предлагает отдать 506 миллионов рублей мораторной задолженности, а 1,2 миллиарда текущих долгов рассрочить на несколько лет. Но это нарушение закона. И согласиться с таким решением вопроса - значит совершить должностное преступление", - заявила Татьяна Трефилова.
В итоге Арбитражный суд Иркутской области подтвердил неправомочность этого мирового соглашения, отстранил внешнего управляющего КГОК Игоря Помельникова от исполнения обязанностей и назначил на эту должность Сергея Рожкова, которого, как утверждает руководитель ФСФО, до сих пор не пускает на территорию КГОК "группа лиц, организованных "Мечелом". По словам Татьяны Трефиловой, "при заключении мирового соглашения между "Мечелом" и ГОКом был нарушен закон о банкротстве, а при том, что новый управляющий ГОКа не имеет возможности попасть на территорию предприятия, еще и нарушается закон об исполнении судебных решений. В практике ФСФО это единственное дело о банкротстве, в котором нарушаются практически все имеющиеся законы".