Когда прошлой осенью я позвонил директору Института молекулярной биологии РАН Андрею Дарьевичу Мирзабекову, чтобы договориться об интервью, он пошутил: "Только вы не пугайтесь: я подстрижен по-модному - наголо. Хочу выглядеть как наш легендарный президент Академии наук Анатолий Александров". А в этот понедельник его коллеги сообщили - Андрей Дарьевич умер от лейкемии. Ему было 66 лет...
Газета "Нью-Йорк таймс" в 2002 году поставила академика Мирзабекова на третье место в списке ученых, чьи работы имели максимальное влияние на развитие высоких технологий XXI века. Он был избран членом Европейской академии, Германской академии наук Леопольдина, действительным членом Азербайджанской и Грузинской академий. Был вице-президентом Международной организации изучения генома человека. В 2000 году Валенсийская академия фундаментальных исследований под председательством короля Хуана Карлоса I избрала его почетным членом.
Я довольно много общался с этим человеком. Говорили о его любимой молекулярной биологии, о разработанной им технологии биологических микрочипов, которые сулят настоящий переворот в методах анализа биологических макромолекул, о российской части программы "Геном человека", инициатором создания которой он был вместе с академиком Александром Баевым. Он не уставал повторять: "Я энтузиаст программы расшифровки генома каждого человека. Человек будет иметь возможность изучать собственный геном. И если довести эту идею до логического конца, человека еще в школе должны учить устанавливать структуру своего собственного генома, точно так же как учат чтению и арифметике".
Благодаря "раскрутке" идей Мирзабекова удалось сохранить один из самых сильных институтов биологического профиля в мире - Институт молекулярной биологии им. В.А. Энгельгардта, где он двадцать лет был директором. Это дорогого стоит.
Похороны академика Андрея Мирзабекова состоятся сегодня.