Мировая печать продолжает обсуждать обстоятельства и последствия субботнего теракта в Москве. Интересен анализ событий, предложенный британской прессой. "Файнэншл таймс" приводит мнение эксперта по Чечне из лондонского Института войны и мира Томаса де Вааля: "Чеченские террористы впервые применили палестинскую тактику в Москве. Это еще один тревожный симптом того, что мятежные силы Чечни становятся более раздробленными и радикальные элементы набирают силу". "Взрыв наносит удар по попыткам Путина убедить российскую общественность в том, что военная фаза чеченского конфликта закончена", - резюмирует газета. По мнению же "Гардиан", "москвичи начали опасаться, что война в Чечне может вскоре быть перенесена на улицы их собственного города". При этом газета полагает, что решение президента Путина отменить свою поездку в Узбекистан и далее в Малайзию "многие воспримут как попытку - в год выборов - уверить взволнованную общественность, что г-н Путин лично занимается террористической угрозой".
Статья на эту тему в парижской "Либерасьон" озаглавлена "Москва охвачена ужасом". При этом, по мнению газеты, "угроза исламского международного терроризма может стать новым аргументом в кампании сторонников Путина, как это было на парламентских выборах декабря 1999 года, на которых они выиграли благодаря началу новой войны в Чечне". Более того, "есть основания опасаться, что за этими терактами последует очередная охота на ведьм в московской чеченской общине, как это было после захвата заложников в театре на Дубровке".
Немецкая "Зюддойче цайтунг" пишет, что, несмотря на международные выражения солидарности и соболезнования президенту Путину, никто, будь то Шредер или Буш, не сможет более поверить, что Кремль вскоре урегулирует конфликт. Это ставит Путина перед необходимостью объяснения своей политики". Другая немецкая газета, "Франкфуртер альгемайне" отмечает, что "чеченское общество расколото сегодня на много групп. Хотя существует широко распространенная ненависть к Москве, многие чеченцы не считают возможным существование собственного государства, независимого от России. Многие чеченцы боятся полевых командиров и предводителей бандформирований, ведущих вооруженную борьбу, не меньше, чем российского спецназа. Россия воспользовалась этим расколом. Но это не приносит стабильности Чечне, а следовательно, и России. Преследуемая Кремлем стратегия чеченизации конфликта не защищает российских граждан. Теракт конца минувшей недели показал, что конфликт нельзя ограничить Чечней". По мнению "Вельт", "Владимир Путин имеет право так же предотвращать теракты вообще и атаки самоубийц в частности, как это делают американцы, немцы и англичане в Афганистане, и не только там. В этом смысле действия русских вписываются в глобальное отражение международного терроризма. Но этим с чеченским конфликтом не сладить, потому что остается стремление к свободе. Как решить эту дилемму, остается разве что гадать по звездам".
Австрийская "Прессе" напоминает о контрастах российской политики: "Владимир Путин пьет чай в Букингемском дворце в Лондоне, помогает Елизавете II выйти из кареты. Кадры недавних дней, которые быстро не забываются. Как и кадры, на которых запечатлены трупы молодых людей на московском аэродроме. Чем сердечнее встречают российского президента на Западе - чай в обществе королевы он воспринял, пожалуй, как безусловное доказательство радушия - тем отчаяннее будут действовать чеченские мятежники. Чем успешнее Путин будет выдавать Западу свою чеченскую политику за политику умиротворения, тем чаще террористы будут привозить в российские города послания из Чечни, начиненные взрывчаткой".
Итальянская "Коррьере делла сера" в связи с этим публикует интервью Сергея Ковалева. "Я абсолютно не одобряю этот кошмар, - говорит российский правозащитник. - Но я должен сказать, что именно Кремль загоняет ситуацию в тупик. Необходимо понять психологию горцев с Северного Кавказа... Эти люди привыкли к кровной мести. Их поступки не соответствуют нашей культуре. Моя личная реакция близка к отчаянию. То, что произошло на рок-концерте и в театре на Дубровке, - терроризм, не имеющий никакого оправдания". Однако, по мнению Ковалева, "чтобы бороться с терроризмом, необходимо лишить его базовой поддержки. И принять свою "Дорожную карту", выполнение которой контролировали бы независимые наблюдатели".
"Интернэшнл геральд трибюн" пишет, что "Москва клянется воздать по заслугам организаторам терактов-самоубийств... Помощники Путина утверждают, что насилие не изменит планов по установлению мира в Чечне и формированию руководства республики путем выборов. В этом году Путин начал решительную кампанию по замене назначенного Москвой правительства на орган, избранный населением. Эту кампанию следует рассматривать в рамках попытки политического урегулирования продолжающейся войны с боевиками. Тем не менее боевики, сражающиеся с российскими солдатами, дислоцированными в Чечне, отвергают планы Путина. Закаев, как сообщается, заявил, что террористические акты продолжатся и станут особенно частыми в период предвыборных дебатов".
"Нью-Йорк таймс" подробно рассказывает о ходе чеченского конфликта в течение последних месяцев: "Помощники г-на Путина настаивали, что подобные акты насилия не помешают осуществлению планов создания путем общенародных выборов правительства и установления жизнеспособного мира в Чечне, где вот уже 4 года боевики ведут войну за отделение от России... С начала текущего года г-н Путин осуществляет активную кампанию по замене назначенной Москвой временной администрации Чечни во главе с Ахмадом Кадыровым на всенародно избранное правительство, чтобы достичь более широкой цели политического урегулирования конфликта, который, по сути, является партизанской войной. В марте чеченцы на референдуме проголосовали за новую Конституцию, которая имеет целью обеспечить постоянное подчинение этой республики Москве. Многие критики заявляют, что волеизъявление народа было сфальсифицировано, однако другие говорят, что результат, по всей видимости, в любом случае отражает усталость населения от войны".