Умер капитан российского танкера "Аргунь", арестованного почти два года назад в порту южноафриканского города Кейптауна. 50-летний Владимир Пербендюк скончался в ночь на среду на борту судна. Причины смерти станут известны сегодня. Как заявил корреспонденту "НГ" вице-консул дипмиссии России в Кейптауне (ЮАР) Владимир Киселев, "по свидетельствам членов экипажа и местной полиции, признаков насильственной смерти на теле не обнаружено". На танкере, принадлежащем Службе вспомогательного флота Тихоокеанского флота (ТОФ) ВМФ РФ, остаются 7 членов экипажа.
Проблемы "Аргуни" начались после того, как он был сдан в аренду владивостокской частной фирме "Ойл-Компакт" и задержан в южноафриканском порту за долги ремонтным предприятиям Сингапура. С октября прошлого года арендатор судна не поставлял на борт "Аргуни" продовольствия и не предпринимал никаких шагов по вызволению корабля и его экипажа. Пытаясь добиться выплаты многомесячных долгов по зарплате и возвращения на родину, моряки устраивали пикеты и голодовки у стен российской дипмиссии в Кейптауне и подписывали петиции с просьбой к правительству ЮАР "вмешаться в ситуацию".
Благодаря Дальневосточной организации профсоюза моряков 8 матросам - членам профсоюза в апреле этого года удалось вернуться домой. Как рассказал в беседе с корреспондентом "НГ" зампредседателя профсоюза Сергей Фишов, "в Кейптауне остались капитан "Аргуни" и 7 членов команды, не вступивших в профсоюз. С просьбами о помощи они продолжали обращаться в консульство и надеялись на продажу судна. Положение их бедственное. Живут милостью шерифа порта, который распорядился каждый день доставлять на борт минимальный набор продуктов - по доллару на человека. На деле это означает, что питаются они чаем и сухарями". Как сообщили "НГ" в российском консульстве, "Владимир Пербендюк не раз направлял в консульство рапорты о тревожной обстановке на судне. Команда ему не подчинялась - пьянки и драки на корабле были привычным делом". По словам Сергея Фишова, экипаж раздражала позиция Пербендюка, занявшего в конфликте сторону арендатора судна. Усложняло положение капитана обвинение со стороны хозяев корабля - Минобороны и Мингосимущества РФ - в том, что судно простаивает и государство несет убытки. Как рассказал зампредседателя комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи Иван Ждакаев, "по сути, делом "Аргуни" занимался только МИД. Наш комитет направлял от имени Госдумы требования в Генпрокуратуру РФ разобраться с судном. А хозяева - Минобороны и Мингос-имущества, вместо того чтобы передать судно другому предприятию, искали "стрелочника". В результате им стал капитан многострадальной "Аргуни". Короче, довели мужика!"