Рассмотрение запроса Генеральной прокуратуры России об экстрадиции Ахмеда Закаева затянется надолго. В понедельник на слушаниях по этому делу сторона обвинения заявила о намерении вызвать в качестве свидетеля в Магистратский суд Лондона отца Филиппа (в миру Сергея Жигулина), похищение которого в 1996 году вменяется в вину Закаеву. Представители обвинения утверждают, что отец Филипп готов дать показания через несколько недель.
Сергей Жигулин был похищен 29 января 1996 года в Урус-Мартане. Перед этим он не раз бывал в доме Закаева и вел с ним переговоры об освобождении пленных российских солдат. Первоначально прокуратура утверждала, что Закаев расстрелял священника. Однако отец Филипп оказался жив и в конце 2002 года сделал ряд противоречивых заявлений относительно роли Закаева в его похищении.
В разгар "датской кампании" по экстрадиции Ахмеда Закаева об отце Филиппе вспомнили и организовали с ним интервью на одном из телеканалов, в котором священнослужитель обвинил чеченского эмиссара в причастности к своему похищению в 1996 году. Однако в последующих интервью российским СМИ отец Филипп заявил, что говорить напрямую о причастности Закаева к его похищению он не собирается, поскольку это "юридически не доказано". А в его показаниях Генпрокуратуре фигурируют некие конкретные личности, но "только там фамилий нет".
Именно эти невнятные показания отца Филиппа и были положены в основу доказательств обвинений, предъявленных Закаеву Россией во время "датского процесса". Власти Дании тогда отклонили запрос об экстрадиции чеченского эмиссара. В официальном сообщении Минюста Дании говорится, что "большая часть свидетельских показаний против Закаева очень неточна и строится на сведениях, полученных от третьих лиц. Это относится как к описаниям преступлений и времени их совершения, так и к роли Ахмеда Закаева в их совершении".
По всей видимости, "датский" опыт не пошел впрок. Наблюдатели крайне скептически оценивают шансы российских властей убедить британскую Фемиду в необходимости экстрадиции чеченского эмиссара. И прежде всего потому, что содержание и качество собранных российскими следователями доказательств по-прежнему оставляет желать лучшего. Правоохранительные органы, по словам самого Закаева, даже в обвинительном акте неправильно указали его отчество и год рождения. А по мнению бывшего секретаря Совета безопасности РФ Ивана Рыбкина, проходящего свидетелем по "делу Закаева", "западное правосудие мало реагирует на эмоции, запальчивость и горячность, проистекающие от России. Дела, которые стряпаются, как блины на сковородке на масленичной неделе, не проходят в европейских государствах".