Год лишения свободы и освобождение по амнистии, приуроченной к 55-летию Победы в Великой Отечественной войне, - такой приговор вчера зачитали бывшему главе КрАЗа Анатолию Быкову в Красноярском краевом суде. Вердикт, вынесенный бывшему красноярскому олигарху, которого обвиняли в подготовке убийства предпринимателя Олега Губина, мог бы показаться неожиданным, если бы не весь ход процесса. Решению Красноярского краевого суда предшествовал целый ряд процессуальных уловок и ухищрений, а более чем гуманный приговор стал лишь конечным звеном цепочки. В этом смысле процесс над Быковым вполне можно назвать показательным, поскольку он позволяет увидеть, к кому ныне благоволит российское правосудие.
После того как год назад Быкова отпустили из зала Мещанского суда Москвы (его признали виновным в организации покушения на убийство Вилора Струганова и приговорили к шести с половиной годам условно), можно было ожидать новой нестандартной формулировки. Так, по ходу слушаний с Быкова не только сняли обвинения в незаконном обороте оружия, манипуляциях с драгметаллами и отмывании денег, но и переквалифицировали обвинение со статьи "убийство, совершенное по сговору группой лиц" на несравненно более мягкую - "укрывательство преступлений". А признавшиеся изначально в содеянном соседи Быкова по скамье подсудимых и фигурировавшие в деле как исполнители преступления - Сергей Белолипецкий, Сергей Васильев и Виктор Мельников, - позже отказались от своих показаний. Уже на суде они заявили, что Губина убил Сергей Скоробогатов, застреленный в Москве в 1998 году в одной из криминальных разборок.
Сам Быков держался на процессе более чем уверенно. Помимо слов о заказном характере возбужденного против него дела, он заявлял: "Меня судят за то, что я Быков Анатолий Петрович". Показания свидетелей обвинения он называл "бредом" и "абсурдом". Судя по всему, так же он относился и к требованиям стороны обвинения - прокурор просил у суда 8 лет лишения свободы для Быкова и по 9 лет для Белолипецкого, Васильева и Мельникова.
Процесс "над Быковым Анатолием Петровичем" показал, что, судя по всему, в России далеко не все равны перед законом. Неординарные судебные ходы наглядно продемонстрировали, что российская Фемида не заинтересована в поисках истины. Процесс вполне вписывается в традиции российского правосудия, где издавна действовала поговорка "закон что дышло...". Лучшее подтверждение тому - дело известного писателя, который провел за решеткой более двух лет по весьма сомнительному обвинению. На подобных процессах и вскрываются пороки судебной системы.
Весьма примечательно, что приговор Анатолию Быкову по странному стечению обстоятельств совпал с кампанией по делу милиционеров-"оборотней". МВД хотя бы пытается показать, что борется с коррупцией в своих рядах. Но эти усилия вполне могут оказаться бессмысленными, потому как другая власть, как показывает жизнь, вольна принимать любые решения. Роняя тем самым политический рейтинг страны.