За этой дверью в доме в Среднем Каретном переулке забаррикадировались не желавшие сдаваться муровцы.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Министр внутренних дел Борис Грызлов имеет все шансы стать преемником громкой славы итальянского судьи Джованни Фальконе, самого знаменитого борца с коррупцией и мафией. Вчера утром глава милицейского ведомства объявил о начале беспрецедентной акции по нейтрализации выявленных сотрудниками Службы собственной безопасности МВД, ФСБ и Генпрокуратуры РФ мздоимцев из числа оперативных и руководящих сотрудников уголовного розыска ГУВД Москвы. Однако, как позже выяснилось, круг подозреваемых выходит далеко за рамки МУРа. Насколько известно, в их числе оказались сотрудники, в том числе и высокопоставленные, и других силовых структур, а также МЧС. Преступную группу уже назвали "межведомственной".
В понедельник рано утром примерно 300 сотрудников СБ МВД, ФСБ и ГП получили на руки пакеты с адресами подозреваемых и скрытно рассредоточились по городу. В результате молниеносной акции было проведено пятьдесят обысков, под арест взяты десять человек, среди которых подозреваемые не только в фальсификации уголовных дел и взяточничестве, но и в причастности к серии заказных убийств, грабежей и разбоев.
Операция продолжалась весь день. Самым драматичным ее эпизодом стал штурм квартиры в непосредственной близости от Петровки, 38 - в доме # 4 по Среднему Каретному переулку, где забаррикадировались двое милиционеров, не пожелавших сдаться. Пришлось взрывать дверь, после чего подозреваемых арестовали.
По сообщениям источников в МВД, скорее всего московской акцией дело не ограничится. В региональных управлениях министерства и других силовых структур воцарилось напряжение: ожидают повторения столичных событий. Более того, источники "НГ" не исключают, что операция затронет и обладателей высоких постов в центральных аппаратах ведомств. Если это произойдет, начатую вчера операцию смело можно будет поставить рядом с операцией "Чистые руки", потрясшей мафиозные итальянские круги в начале 90-х.
О том, что в органах столичного ГУВД готовится "большая чистка", говорили давно, однако как и когда это может случиться, не знал никто. Накануне вчерашних событий сотрудники Службы собственной безопасности "шерстили" ГИБДД. Впрочем, рейд "по гаишникам" нисколько не отличался от предыдущих, и создалось впечатление, что этим все и закончится. Однако вчера стало понятно, что "гаишники" - генеральная репетиция. По данным "НГ", первыми, на кого обратили взор борцы с коррупцией, стали сотрудники 5-го (по незаконному обороту оружия) отдела МУРа - Самолкин, Демин и Лысаков, а также заместитель начальника оперативно-разыскной части # 2 ГУВД Москвы Тараторин. Пока доподлинно известно только как "брали" Демина и Самолкина. Оперативники забаррикадировались в жилом доме в ста метрах от здания Петровки, 38 и отказывались сдаться. Переговоры ни к чему не привели, и тогда сотрудникам УСБ пришлось пойти на крайние меры: дверь квартиры # 13 на пятом этаже в доме # 4 по Среднему Каретному переулку выбили направленным взрывом. Оперативники не сопротивлялись. Их вывели из подъезда и увезли. Говорят, что в сторону Бутырского следственного изолятора.
Но если офицерам МУРа могут предъявить обвинение в незаконном хранении оружия и превышении должностных полномочий, то с Евгением Тараториным дело обстоит много сложнее. Тараторин - один из тех людей, которые вели оперативное расследование событий на Дубровке. По данным "НГ", несколько дней назад в его отношении было возбуждено уголовное дело по факту разглашения следственной тайны: выступая в программе "Человек и закон", Тараторин якобы сказал лишнее. Насколько известно, вчера весь день в служебном кабинете Евгения Тараторина шел обыск.
Вчера же появилась информация о том, что вместе с оперативными сотрудниками ГУВД Москвы был задержан один из руководителей МЧС. По данным "НГ", речь идет о главе управления безопасности министерства генерале Владимире Ганееве. В пресс-службе МЧС, куда корреспондент "НГ" обратился за разъяснениями, говорить о Ганееве отказались. А в его приемной сказали, что "Владимир Камильевич только что уехал на другую территорию. Их ведь у нас много".
Ко вчерашнему вечеру в центральном аппарате МУРа и в отделах "на земле" воцарилось пьяное безразличие к происходящему. "Конечно же, все мы небезгрешны, - говорили корреспонденту "НГ" оперативники, - но разве можно называть тех, кто реально борется с преступностью, этими самыми преступниками". При этом подвыпившие офицеры хмуро посматривали на портрет Бориса Грызлова.