Положение Анатолия Быкова, которого обвиняют в причастности к убийству своего бывшего компаньона Олега Губина и которому грозит девятилетний срок, заметно осложнилось. В Красноярском краевом суде, где проходит процесс над бывшим главой КрАЗа и еще тремя обвиняемыми, выступил важный свидетель обвинения - столичный предприниматель Дмитрий Гаврик. По словам Гаврика, он входил в окружение Быкова на правах "младшего пацана", исполнявшего мелкие поручения и числившегося охранником. Свидетель рассказал суду, что по заданию Быкова выслеживал Олега Губина.
Анатолий Быков и его соседи по скамье подсудимых - Василий Белолипецкий, Виктор Мельников и Сергей Васильев в последний раз видели Гаврика семь лет назад, когда был убит Губин. "Осталось только какого-нибудь чукчу из тундры привезти в свидетели", - так прокомментировал появление Гаврика в суде Анатолий Быков. Однако ситуация для Быкова отнюдь не выглядела безобидной. В зал суда свидетель вошел с охраной. Это сразу вызвало обвинения со стороны подсудимых: дескать, появление Гаврика подготовлено спецслужбами. Официальная версия его признательных показаний прозвучала так: как законопослушный гражданин, Гаврик "из морально-этических соображений" решил придать гласности то, что ему известно по делу. Похоже, ни Быков, ни его адвокат Генрих Падва не ожидали подобного поворота.
Вот о чем рассказал свидетель. Олег Губин, по его словам, представлял интересы преступных группировок, конкурировавших с Быковым. Когда Губин начал представлять реальную угрозу для "хозяина края", группировка Быкова получила задание выследить конкурента. Неделю Гаврик ездил за Губиным, изучая маршруты его передвижения. По утверждению Гаврика, за несколько дней до убийства в доме Быкова находился пистолет с глушителем, а через день после того, как Губина застрелили, он обнаружил пакет с окровавленной одеждой, спрятанный там же, где раньше лежало оружие. Кроме того, по словам свидетеля, в доме Быкова постоянно находились люди, которых сейчас обвиняют в убийстве.
Впрочем, сам Анатолий Быков не отрицает, что знал об убийстве. Но в своих показаниях заявил, что совершенно не причастен к преступлению. Губина, как он утверждает, убил некто Сергей Скоробогатов "по личным мотивам", а затем признался в этом Быкову. Тот якобы был "крайне разозлен поступком" Скоробогатова, но заявлять в милицию не стал, ограничившись исключением убийцы от своего окружения.
Как бы там ни было, но до появления Гаврика в суде в пользу Быкова работал тот факт, что Скоробогатов сам стал жертвой неизвестного убийцы и теперь некому опровергнуть утверждения о его единоличном участии в преступлении. Но ситуация резко изменилась. Как заявил на суде Гаврик, один из обвиняемых Сергей Васильев в день убийства Губина подтвердил факт преступления. По словам Гаврика, на его вопрос, что произошло, Васильев признался: "Мы Губина исполнили".
Первоначально прокурор заявил более ста свидетелей обвинения. Неделя проходила за неделей, но ни один из них не появлялся. СМИ прямо утверждали, что Быков "запугал свидетелей". Когда же несколько человек решились дать показания, оказалось, что они практически ничего не помнят о событиях 1996 года. Как тут не упомянуть о показаниях киллера Александра Василенко, который пришел с повинной в ФСБ и признался, что Быков заказал ему убийство Вилора Струганова. После этого Василенко прятался на Кипре, но там его нашли визитеры от Быкова. В итоге показания были изменены, а сам Василенко исчез. Где он сейчас находится и жив ли - неизвестно. А Анатолий Быков получил за покушение на убийство шесть с половиной лет условно и тут же вышел на свободу.
На этом фоне становится понятно, почему ключевой свидетель появился так неожиданно и так поздно: уже на днях Красноярский суд должен вынести свой вердикт. Надо заметить, что на этот раз судья оказался в еще более сложной ситуации. Повторить опыт Мещанского суда, отпустившего Быкова на свободу, будет непросто из-за разразившегося после этого скандала. Так или иначе, но после прений сторон суд будет вынужден принять какое-то решение: затягивать процесс невозможно.