Заниматься бизнесом в Сибири становится все опаснее. Согласно данным милиции, с начала этого года только в Иркутской области произошло уже более десятка заказных убийств предпринимателей. Как обычно, статистику больше всего подпортил Братск, где, как утверждает пресса, уровень преступности давно уже превысил все мыслимые пределы. Именно здесь в середине апреля произошло очередное громкое убийство. На этот раз убили генерального директора ОАО "Комбинат "Братскжелезобетон" (КБЖБ) Эдуарда Гольца.
Предприниматель был застрелен среди бела дня на пороге подъезда собственного дома. Прибывшие на место преступления сотрудники милиции констатировали, что убийство бизнесмена имеет все признаки заказного: контрольный выстрел в голову, выброшенное орудие убийства - пистолет Макарова, поджидавшая киллера машина.
ОАО "Комбинат "Братскжелезобетон" - одно из градообразующих предприятий Братска. С начала 90-х производство находилось в глубоком кризисе, рабочие не получали зарплату. Однако в последние годы директору Гольцу удалось стабилизировать финансовое положение комбината. Наблюдатели склоняются к версии, что убийство предпринимателя связано с переделом собственности в Братске, в частности с конфликтом вокруг камнедробильного завода, ранее входившего в КБЖБ, а затем переданного в муниципальную собственность, как считал Гольц, незаконно. Судебное разбирательство в Арбитражном суде Иркутской области по его иску растянулось на четыре года. Наконец 14 апреля 2003 года арбитраж признал решение о передаче завода в муниципальную собственность незаконным. Но бизнесмен не успел отпраздновать победу - на следующий же день он был убит. А решение суда так и не было никому вручено. О том, кому было выгодно это убийство, жители Братска, если и догадываются, предпочитают вслух не говорить.
Судя по всему, пока нет ответов на этот вопрос и у недавно назначенного прокурора города Аркадия Вершинина, и у начальника милиции Братска Валерия Денчика. Преступники до сих пор гуляют на свободе.
В этой связи любопытна судьба предприятия, перешедшего в муниципальную собственность. Вскоре после этого, как пишут интернет-СМИ, с подачи мэра Братска Александра Петрунько предприятие было передано в аренду фирме "Адис", принадлежащей авторитетным братским предпринимателям братьям Лядовым. Как утверждает интернет-издание Regions.Ru, выбор мэра был далеко не случаен - с Лядовыми его связывают давние дружеские и финансовые отношения. Очевидцы утверждают, что в договоре о создании ЗАО "Братский деревообрабатывающий завод" среди учредителей помимо фирмы "Адис" фигурирует жена мэра Братска Татьяна Петрунько.
В истории взаимоотношений братского мэра с этим предприятием также есть довольно примечательные эпизоды. В августе 2001 года Александром Петрунько было оформлено поручительство на получение кредита Сбербанка в размере 30 млн. рублей "Братским деревообрабатывающим заводом". Причем оформлено оно было вопреки действующему законодательству без согласования с городской Думой, а также без внесения соответствующих изменений в бюджет города. Кроме того, отсутствовало даже соответствующее постановление мэра, не говоря уже о предусмотренном законодательством конкурсе на право аренды.
Обращает на себя внимание и тот факт, что поручительство выдавалось на всю сумму кредита. При учете того, что лимит муниципальных гарантий на 2001 год составлял 60 млн. руб. и в рассматриваемый период был фактически исчерпан, предоставление поручительства на указанную сумму, как утверждает пресса, нарушало порядок, предусмотренный Законом РФ "О местном самоуправлении", и имело признаки использования мэром Братска своих служебных полномочий вопреки интересам государственной службы. А это, возможно, уже чревато уголовным преследованием.
Видимо, осознав масштаб допущенных им нарушений, Петрунько, по слухам, обратился к тогдашнему главе Братского отделения Сбербанка Владимиру Салмину с просьбой уничтожить документы по выдаче кредита, однако тот отказался. Зато по распоряжению Петрунько, как пишет издание Regions.Ru, были уничтожены документы, находящиеся в самой администрации.
Все вышесказанное заставляет по-новому взглянуть на деятельность мэра 250-тысячного сибирского города. А деятельность, надо сказать, он развернул кипучую. Правда, касается она в основном все того же передела собственности. Уже сегодня ряд муниципальных предприятий, например "Водоканал", дробятся на десятки частных фирм. Ходят слухи, что в ближайшее время подобной "реформе" подвергнется и любимое детище Петрунько - МУП "Городские рынки", под контроль которого поставлена вся уличная торговля в Братске.
Интересно, что большинство жителей Братска небезосновательно уверены, что новыми хозяевами всех этих предприятий станут либо люди мэра, либо представители криминальных кругов. Либо и те и другие одновременно.
Поэтому вряд ли стоит удивляться тому, что преступники в Братске чувствуют себя вольготно. И особенно цинично на этом фоне выглядит распоряжение мэра о переселении Братского ГУВД на малолюдную окраину города. Братчане не устают жаловаться, что такая мера понизит степень милицейского контроля за городским криминалом. А в бывшем здании ГУВД в центре города мэр планирует организовать казино и развлекательный центр. Жители Братска горько шутят, что люди, для которых все это предназначено, - как раз те, кто раньше старался обходить это здание стороной, если только их не приводили туда под конвоем.
Еще одним направлением реформ "по-братски" являются банкротства муниципальных предприятий. Причем, подозревают эксперты, нередко носящие преднамеренный характер. Например, признание несостоятельным "Топливно-энергетического предприятия", похоже, предпринимается в целях ухода от долгов перед иркутскими энергетиками. Ведь доля ТЭП в долгах города перед "Иркутскэнерго" достигает 50% от общей суммы, которая составляет, между прочим, 169 млн. руб.
Кстати о долгах. На сегодня бюджетный дефицит в городе не искоренен и превысил все допустимые показатели - 10% от собственных доходов. В результате городской администрации ничего не остается, как распродавать имущество, начиная от автомобилей и кончая Братским аэропортом. Но и здесь, как утверждают источники, все решается не на конкурсах или аукционах, а кулуарно.
Иркутск